Пермь Великая – это историческая область, древние земли которой раскинулись в верхнем течении реки
Камы. Она стала домом для множества народов: здесь жили тюркские и
финно-угорские племена, а также волжские булгары.
Финно-угорские народы населяли эти земли около рек Вычегда и Кама на протяжении тысячелетий. Первые упоминания о племени пермь встречаются в «Повести временных лет» 1113 года, где говорится о том, что пермь, как и другие народы, платила дань Руси.
Важный торговый узел – так можно назвать Пермь Великую. Через эти земли проходили торговые пути в Сибирь и восточные страны. В 12 веке территория подчинялась Новгороду, но благодаря удачному расположению почти не пострадала от татаро-монгольского нашествия.
Христианизация края началась с деятельности Стефана Пермского. Он не только проповедовал христианство, но и создал особую зырянскую азбуку, переведя богослужебные тексты на местный язык. В 1379 году была основана Пермская епархия.
Через Пермь Великую проходили княжеские походы в Золотую Орду, и здесь останавливался Афанасий Никитин во время его похода на Волжскую Булгарию. С 15 века на этих землях существовало Великопермское княжество, которое было подчинено Великому княжеству Московскому. Столицей Перми Великой был город
Чердынь.
Коми-пермяки вместе с московскими князьями участвовали в военных походах против северных народов —
хантов и
манси. Важную роль в укреплении власти Москвы сыграли купцы
Строгановы, получившие земли в управление.
Развитие края шло активно. В конце 16 века центр переместился в Соликамск, где развивалась добыча соли. В этом регионе строились монастыри, например,
Пыскорский монастырь, где жил
Трифон Вятский, который принёс христианство в племена коми. Также основывались города и открывались
медные месторождения, включая Пыскорский медеплавильный завод. Завод был построен в 1634 году и стал одним из первых промышленных предприятий региона.
Развитие горнозаводского дела способствовало переселению русских на эти земли. К концу 16 века, благодаря деятельности Строгановых и походу
Ермака, русское население стало преобладать. Коренные жители перенимали русскую культуру, хотя сохраняли некоторые элементы своих традиций.
Пермь Великая стала местом встречи разных культур. Здесь формировалось особое наследие, сочетающее традиции коренных народов и русской культуры. Строгановы внесли огромный вклад в развитие промышленности, архитектуры и искусства региона. Их усадьбы, церкви и социальные учреждения до сих пор являются значимыми памятниками. Также Пермь Великая известна своими научными и культурными связями, включая исследования и сохранение
финно-угорского наследия, что оказывает влияние на изучение и сохранение идентичности коренных народов этого региона
Упоминания в литературе, СМИ и на сетевых ресурсах:Мы съездили в Покчу и узнали, как она связана с крещением Перми Великой, ее включением в состав Московского княжества и знаменитыми пермскими божествами (по материалам портала
59.ru).
Когда новгородский князь Гостомысл узнал об уничтожении славянской деревни и избиении её жителей, в гневе он хотел объявить войну Перми Великой, но, когда ему доказали, что первыми начали именно славяне, остыл (по материалам книги А. Костожихина «И станешь ты богом»).
Интересно, что когда в 1708 году Петр Первый делил подконтрольные территории на губернии, Пермь Великая вошла в Сибирскую губернию (то есть, очевидно, к тому времени существовала как город и именно с приставкой «Великая»): Указ об учреждении губерний от 18 декабря 1708: «Великий государь указал <…> в своем Велико Российском государстве для всенародной пользы учинить восемь губерний и к ним росписать города… А именно те губернии учинены: VIII. Сибирская. А в ней города: Тоболеск, Енисейск, Илимской, Тара, Березов, Сургут, Тюмень, Томской, Мангазея, Иркутской, Кузнецкой, Туринск, Нарым, Верхотурье, Якутский, Нерчинский, Красный Яр, Пелымь, Кецкой. Поморские: Кунгур, Пермь Великая, Чердынь, Соль Камская, Кайгородок, Яренск, да ныне приписана вновь Вятка, итого 26, да к Вятке 4 пригородка, всего 30 городов» (по материалам сайта
snegir.org).