Манси – это древний
финно-угорский народ, коренное население Ханты-Мансийского автономного округа (
ХМАО–ЮГРА). До 1930-х годов их называли вогулами. Сегодня в России проживает около 12 000 представителей этого народа, большинство из которых живёт в Тюменской области.
История манси тесно связана с Уральскими горами. Изначально они обитали на западных склонах Урала, но с 11 по 14 век были вынуждены переселиться в Зауралье из-за прихода русских и коми-народов (
коми-зыряне,
коми-пермяки). Первые контакты с русскими, преимущественно с новгородцами, датируются 11 веком.
Традиционный образ жизни манси основан на тесной связи с природой. Их основные занятия – охота, рыболовство и оленеводство. В южных районах также практиковалось земледелие, перенятое у русских. Для передвижения они использовали лодки, лыжи и нарты – специальные сани, запряжённые
оленями или собаками.
Жили манси в чумах – конусообразных домах из деревянных жердей, покрытых оленьими шкурами или войлоком. Хотя большинство представителей народа сегодня живёт в городах, некоторые семьи сохраняют традиционный уклад жизни.
Культура манси богата и разнообразна. Народные умельцы славятся резьбой по дереву и изготовлением украшений из бивня мамонта. Особого внимания заслуживают традиционные музыкальные инструменты, особенно мансийские гусли, которые используются в обрядовых церемониях.
Духовная жизнь манси насыщена древними традициями. Они почитают природу и соблюдают множество запретов, связанных с землёй и водой. До сих пор сохраняются элементы традиционного шаманизма, культ духов-покровителей и предков. Особое место занимает культ медведя – один из самых древних в культуре народа.
Устное народное творчество играет важную роль в жизни манси. Хранителями мудрости являются певцы и сказители, знающие множество легенд, преданий и сказок. Они передают знания из поколения в поколение.
В современной жизни манси успешно сочетают традиции с современностью. В Ханты-Мансийском округе регулярно проводятся фестивали национальной культуры, где можно познакомиться с традиционными ремёслами, попробовать национальные блюда и принять участие в праздничных обрядах. Эти мероприятия привлекают не только местных жителей, но и туристов, интересующихся культурой коренных народов Урала
Упоминания в литературе, СМИ и на сетевых ресурсах:Гора Мань-Пупу-Нёр (в переводе с языка манси — «малая гора идолов») была главной целью. Манси считали эту гору святой (по материалам портала
e1.ru).
При этом надо понимать, что манси не умеют плавать. Для них река священна, они не могут в неё заходить (по материалам портала
ural.aif.ru).
Понятно и свидетельство манси об обнаружении стоянки туристской группы примерно 14-16 февраля (по материалам книги Е. Буянова, Б. Слобцова «Тайна перевала Дятлова»).
Говорят, что один из них, старик манси, горячо умолял студентов: «Не ходите на перевал… Вас девять, а там умирают по девять человек (по материалам книги Т. Калистратовой «Темная сторона России»).