Волович Виталий Михайлович (1928–2018) – художник-график, художник книги, работавший в техниках линогравюры, офорта, литографии, книжной и станковой графики. Он родился в Спасске-Приморском (Дальневосточный край), а с 1932 года жил и работал в Свердловске (ныне
Екатеринбурге).
Виталий Михайлович закончил Свердловское художественное училище (ныне
Художественное училище имени И.Д. Шадра). В качестве художника-оформителя и иллюстратора книг он работал для уральских книжных издательств, а также для издательств Москвы («Художественная литература», «Молодая гвардия», «Искусство»).
Творческая деятельность художника началась с иллюстрирования произведений литературы, таких как «Кладовая солнца» М. Пришвина (1953), «
Малахитовая шкатулка»
П.П. Бажова (1963, 1969), легенды и сказки народов мира (1960-е), «Песнь о Соколе», «Песнь о Буревестнике» М. Горького (1965) и других. Художник иллюстрировал также и произведения зарубежной литературы: балладу Р. Стивенсона «Вересковый мёд» (1962), «Ирландские и исландские саги» (1968), трагедии «Отелло», «Ричард III» У. Шекспира (1968), «Роман о Тристане и Изольде» Ж. Бедье, и другие.
В творчестве Виталия Воловича можно выделить несколько циклов работ. Самыми известными являются «В. Волович. Графика» (2002), «
Чусовая.
Таватуй. Волыны» (2006), «Средневековый роман» (2008), «Путешествия» (2008), «Мастерская» (2011), «Женщины и монстры» (2013). Одним из первых альбомов Воловича стал альбом «Старый
Екатеринбург» (1998).
Екатеринбург Воловича – это старый город с нескладными кирпичными домами, переносящими зрителя в прошлое и напоминающими Средневековье. В.М. Волович с 1952 года участвовал в городских, областных, зональных, республиканских, всесоюзных и международных выставках, которых насчитывается более стони. Работы художника находятся в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва), Государственной Третьяковской галерее, Государственном русском музее (Санкт-Петербург),
Екатеринбургском музее изобразительных искусств, музеях Алтайского края,
Ирбита, Кемерово, Кургана,
Магнитогорска,
Нижнего Тагила, Новосибирска,
Перми, Саратова, Челябинска, а также музеях Чехии и Германии. Виталий Волович является лауреатом премии имени
Г.С. Мосина, народным художником Российской Федерации, академиком Российской академии художеств.
Волович Виталий Михайлович умер в 2018 году в
Екатеринбурге и был похоронен на Михайловском кладбище
Упоминания в литературе, СМИ и на сетевых ресурсах:Виталий Волович личность легендарная, овеянная славой, мифами, поклонением. Можно смело сказать, пока в Екатеринбурге живет Волович, у города есть будущее. Трудно найти фамилию, которая бы так подходила ее носителю. Высокий мужик, немного сутулый, руки — здоровенные клешни, большие очки сидят на большом горбатом носу. Человек в высшей степени умный, но интеллект расходует в зависимости от обстоятельств и степени подготовки собеседника. Обожает нравиться женщинам и действительно нравится. В компании человек азартный, шумный, веселый, остроумный, дуэлянт в споре. Художник с мировым именем…» Миша Брусиловский (по материалам сайта
volovich.su).
Виталий Волович часто рисовал Свердловск-Екатеринбург, воспринимая его как «сложный организм». Каждый дом для него был живым, одухотворенным: «Меня интересует не столько конкретный дом, сколько – то состояние, которое я испытывал рисуя. Есть такая фраза: рисовать – значит любить. Я люблю этот город», – признавался художник (по материалам сайта
uole-museum.ru).
Волович занимался перовым рисунком тушью, обращался к технике линогравюры, литографии, офорта, книжной, станковой графики. Он использовал темперу, акварель, гуашь. Стилистическое своеобразие работ Виталия Воловича определяется экспрессивностью, выразительностью линий и штриховки, тягой к монументальности (по материалам сайта
globalcity.info).