Мосин Геннадий Сидорович (1930–1982) – талантливый художник, чьё творчество охватывало живопись, графику, монументальное искусство и даже скульптуру. Родился он в небольшом селе Каменноозерское Свердловской области, а большую часть жизни провёл в городе
Берёзовский. Его путь в искусстве начался в Свердловском художественном училище (ныне
СХУ имени И.Д. Шадра), а затем продолжился в знаменитом Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. После окончания института Мосину предложили остаться работать в мастерской его преподавателя, но он выбрал возвращение на родной Урал, который стал главным источником вдохновения для его творчества.
Одной из ключевых тем в работах Мосина была природа Урала – суровая, величественная, полная тайн. Художник также черпал вдохновение в сказах
Павла Бажова, которые передают дух уральских легенд и преданий. Мосин создал иллюстрации к 26 произведениям
Бажова, оживляя на бумаге образы Данилы-мастера,
Хозяйки Медной горы и других героев. Помимо этого, он иллюстрировал сказки А.С. Пушкина, Ю.Н. Афанасьева и русские народные сказания, добавляя им особую глубину и атмосферу.
Но творчество Мосина не ограничивалось только сказочной тематикой. Он также обращался к индустриальному Уралу, изображая заводы, рабочих и их непростую жизнь. В таких картинах, как «Живинка в деле», художник показывал как трудовые будни, так и внутренний мир людей, их переживания и конфликты. Заводы в его работах – это разрушительная сила, которая губит природу и человека.
Ещё одной важной темой для Мосина стала история России. Он создавал масштабные полотна, посвящённые революции и Гражданской войне, такие как «Красные командиры времён Гражданской войны на Урале» (1969) и «Похороны жертв революции» (1959). Однако эти работы, выполненные по государственным заказам, не всегда находили признание у властей.
Мосин также проявил себя в жанре портрета. Среди его известных работ – портрет художника
Виталия Воловича и участника итальянского сопротивления Алексея Кубышкина. Как монументалист, он вместе с
Мишей Брусиловским создал мозаику для дворца культуры имени В.К. Костевича в Ирбите.
За свою жизнь Мосин участвовал в 44 выставках, в том числе персональные, которые проходили в разных городах России, а также в Италии, Германии и Венгрии. В 1990 году в его честь была учреждена премия для художников, а в
Екатеринбурге его имя носит художественная школа.
К сожалению, жизнь Геннадия Мосина оборвалась рано – в 1983 году он скончался от рака, прожив всего 53 года. Но его творчество продолжает вдохновлять и сегодня, напоминая о красоте Урала, силе человеческого духа и сложной истории нашей страны
Упоминания в литературе, СМИ и на сетевых ресурсах: Мосин – настоящий, природный (по рождению) талант, что так редко встречается, – записал в книге отзывов посетивший московскую выставку художника Г. В. Свиридов. – Своя манера, свои типы людей, свой пейзаж, свое небо, и все это не придумано, не высосано из пальца, а увидено в жизни и возвышено человеческой душой (по материалам сайта
ural-meridian.ru).
Работы Геннадия Мосина находятся в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, Нижнетагильском музее изобразительных искусств, Пермской государственной художественной галерее, Челябинском государственном музее изобразительных искусств, Волгоградском музее изобразительных искусств имени И. И. Машкова и других музеях (по материалам сайта
sinaragalleryshop.com).
Часто дома бывали гости. Когда открывалась выставка (коллективная или чья-то персональная), после открытия художники традиционно шли к Мосиным, мама пекла пироги, в большой комнате накрывали стол – человек 30 собиралось. Пели песни, что-то обсуждали. Нас никогда не отправляли в другую комнату, мы всегда сидели за общим столом, слушали разговоры взрослых, нам это было интересно. Со многими родители дружили семьями. Например, с Геннадием Калининым. Инженер, он всерьез увлекся живописью, стал художником-любителем, на досуге много писал этюды, иногда наши семьи вместе выезжали на природу (по материалам сайта
rusbatya.ru).