«Малахитовая шкатулка» является известным сказом сборника «
Уральские сказы»
Павла Петровича Бажова. Этот сказ был написан в 1938 году и является продолжением сказа «
Хозяйка Медной горы». «Малахитовая шкатулка» символизирует мастерство и усердие рабочих Урала, занимающихся добычей и обработкой декоративных камней.
Уральская сказка повествует о жизни вдовы Настасьи, жены горного мастера Степана, и их младшей дочери Танюшке. Степан подарил своей жене на свадьбу малахитовую шкатулку с драгоценностями. Они не пришлись по душе Настасье и казались ей холодными и тяжёлыми. Однако Танюшка нашла их прекрасными, они украшали её и дарили тепло. Девушка не только любила играть с украшениями, но и успевала заниматься домашними делами и рукоделием. Этому её научила странница, которая подарила Танюшке волшебную пуговицу.
Когда дом семьи сгорел, Настасья была вынуждена продать шкатулку новой жене приказчика Пароти. А она продала её молодому барину Турчанинову, влюблённому в Танюшку. Барин предложил Танюшке выйти за него замуж. Но девушка согласилась только после того, как он обещал показать ей дворец с малахитовой комнатой, украшенной камнем, добытым её отцом. Барин всем рассказал о красоте Танюшки.
Однако слухи о красоте Танюшки достигли царицы, и она приказала привести девушку во дворец. Однако Танюшка пришла в обычном платке и простой шубке. Турчанинов постыдился простоты Танюшки и спрятался. Танюшка разозлилась на жениха за невыполненное обещание: он должен был её встретить, да не встретил. Во дворце она поняла, что Турчанинов использовал её для собственных целей. Танюшка прикоснулась к малахитовой стене и исчезла, оставив лишь украшения и пуговицу с её изображением.
Основная идея сказа «Малахитовая шкатулка» заключается в призыве ценить людей за их таланты и внутренний мир, а не только за внешнюю привлекательность. В произведении все мужчины восхищались Танюшкой исключительно за её внешность, игнорируя её человеческие качества. Никто не стремился понять её внутренний мир, жизненные устремления или разделять её мысли. Отсутствие душевного родства заставляло её жить замкнуто, избегая новых знакомств и общения с молодыми людьми.
Несмотря на множество людей в дорогих одеждах и роскошно убранные комнаты, она не потеряла самообладания. Танюшка вела себя независимо и гордо, считая себя равной всем придворным и даже царице. Она не видела различий между богатыми и бедными, слугами и хозяевами. Для неё важными были искренние человеческие качества, такие как добродушие, отзывчивость, честность и порядочность.
Произведение учит не делать поспешных суждений о людях на основе их внешности, а оценивать их по человеческим качествам и внутренней красоте. Не следует верить лишь красивым словам, важнее верить поступкам
Упоминания в литературе, СМИ и на сетевых ресурсах:Отец подарил Таню̀шке малахитовую шкатулку с женскими украшениями. Её мама надевала их пару раз, но носить их не могла: они жмут они и давят. Эти драгоценности были волшебные, они сделали из Танюши Хозя̀йку Мѐдной Горы̀ (по материалам сказа
П.П. Бажова «Хозяйка Медной горы»).
”Малахитовая шкатулка” постоянно переиздается и иллюстрируется. В красочном исполнении ее хотят иметь в каждой читающей уральской семье (по материалам статьи Л. Слобожаниновой «“Малахитовая шкатулка”
Бажова вчера и сегодня»).
Малахитовая шкатулка – символ «каменной силы» малахита (по материалам книги М.А. Батина «
П. Бажов. Жизнь и творчество»).