Финно-угорский народ, коренное население Республики Коми, известен как коми-зыряне. Устаревшее название — зыряне — редко используется сегодня. Коми-зырянский язык является национальным, но многие коми-зыряне в настоящее время говорят на русском. В России насчитывается около 228 000 представителей этого народа, большинство из которых, более 200 000, проживает в Республике Коми.
Древние коми-зыряне, изначально известные как племя пермь вычегодская, появились во втором тысячелетии до н.э. у Волги и позже переместились на север. В XV веке они стали первым народом, подчинившимся московской власти и вошедшим в состав Московского государства. Живя вдоль Уральских гор, коми-зыряне активно участвовали в колонизации Сибири русскими и освоении уральских земель. Значительную просветительскую деятельность среди коми-зырян вел Стефан Пермский. Он принес в народ христианство, создал зырянскую азбуку и письменность, что оказало значительное влияние на развитие культуры и образования коми-зырян.
Стефан Пермский, канонизированный как святой Русской православной церкви, известен своим вкладом в развитие культурной идентичности коми-зырян. Он не только распространял христианство, но и заложил основу для литературного языка коми-зырян, что способствовало сохранению устной истории и традиций народа в письменной форме. Благодаря его усилиям коми-зырянская письменность стала первой среди финно-угорских народов, которая была разработана на основе кириллицы. Это сыграло ключевую роль в сохранении языка и культуры коми-зырян в условиях растущего влияния русской культуры и православия.
Упоминания в литературе, СМИ и на сетевых ресурсах:
У всех народов на севере Урала есть мифы и легенды, где щука решает судьбы в своей стихии – воде. У коми-зырян это мамонт, живущий под водой и превратившийся в щуку… (по материалам портала
e1.ru).
В поселке Парча день начинали палками десятники, коми-зыряне. Всю жизнь эти мужики начинали день сами, теперь их палками гнали на лесозаготовку и лесосплав (по книге Солженицына А.И. «Архипелаг ГУЛАГ»).