Уральский завод тяжёлого машиностроения (УЗТМ) представляет собой машиностроительное предприятие «Уралмашзавод», расположенное в
Екатеринбурге в микрорайоне
Уралмаш. Предприятие производит оборудование для металлургии, горнодобывающей промышленности, энергетики.
Изначально для строительства крупного машиностроительного завода рассматривались Верх-Исетский завод (
ВИЗ), а также города
Нижний Тагил и Челябинск. Но в результате строительная площадка была определена на северной окраине Свердловска (ныне
Екатеринбурга), где имелись залежи торфа. В сентябре 1930 года был запущен водопровод, поставлявший питьевую воду из скважин до 90 метров в глубину. Вода не требовала очистки и фильтрации. До этого источниками питьевой воды были колодцы на территории, а развозили ее по домам в бочках. В 1931 году возведена водонапорная башня и сварен газопровод. При строительстве
Белой башни активно использовался монолитный железобетон – новая для Урала технология, которую активно использовали и при строительстве цехов Уралмашзавода. Сегодня Белая башня является одним из главных символов района.
Однако водопровод Уралмаша имеет еще одно, настолько же грандиозное сооружение, которое остается скрытым от глаз. Это инженерный тоннель под всем микрорайоном
Уралмаш и заводом.
Сам завод начал работать в 1933 году. Первой специализацией завода являлись экскаваторы, дробилки, доменное и сталеплавильное оборудование. К моменту открытия завод включал модельный, термический, чугунолитейный, сталелитейный, кузнечно-прессовый, механический цеха и теплоэлектроцентраль. В период Великой Отечественной войны предприятие было перенацелено и выпускало продукцию оборонного назначения. Завод «Уралмаш» произвел более 5000 боевых машин – в их числе знаменитые танки Т-34 и самоходки моделей СУ-10, СУ-85 и СУ-122. Также завод выпускал броню, занимался производством снарядов для «Катюш» и корпусов для тяжелых авиабомб. После окончания войны на Уралмашзаводе произошла большая перестройка производства, переход на изготовление гражданской продукции. В 1947 году завод впервые в мире организовал серийный выпуск карьерных экскаваторов. В 1987 году завод выпустил максимальный объём механических изделий за всю свою историю – 336 тысяч тонн. Продукция Уралмашзавода поставлялась во многие страны – Китай, Финляндию, Польшу, Турцию, Индию, Египет, Вьетнам и другие. В 2016 году Уралмашзавод вошел в группу «УЗТМ-КАРТЭКС» – ведущего производителя оборудования для горнодобывающей промышленности, строительной отрасли, энергетики и металлургии. В 2018 году один из крупнейших машиностроительных заводов России, легендарный Уралмашзавод, отметил своё 85-летие.
Уральский завод тяжёлого машиностроения (УЗТМ) располагается в
Екатеринбурге на улице Машиностроителей, дом 17.
Добраться до Уральского завода тяжёлого машиностроения (УЗТМ) можно на следующих видах транспорта: автобус №№ 68, 73, 80, 96, 96б, 99, 104е, 142, 147, 148, 159; трамвай №№ 5, 8; троллейбус №№ 29, 30, 38 до остановки «Площадь 1-й Пятилетки»
Упоминания в литературе, СМИ и на сетевых ресурсах: Ведущий в России производитель горной техники и оборудования для металлургии – Уралмашзавод (УЗТМ, Екатеринбург, с 2016 года входит в Группу «УЗТМ-КАРТЭКС») – ввел в эксплуатацию термический цех средней и малой обработки стоимостью 2 млрд рублей. В цехе будут проводиться различные виды термообработки деталей весом от 5 кг до 10 тонн для всех видов выпускаемой заводом продукции (по материалам сайта
dzen.ru).
Участок земли в 94,28 гектара на территории Уралмашзавода выкупила компания УГМК. Речь идет о территории в границах улиц Машиностроителей и проспекта Космонавтов и полосы отвода железной дороги между станциями метро «Машиностроителей» и «Уралмаш». – Мы видим в этой территории огромный потенциал. В течение 15 лет она кардинально изменит облик города, – говорит генеральный директор «УГМК-Застройщик» Евгений Мордовин (по материалам сайта
e1.ru).
Вышла в свет книга «Главный коридор Уралмашзавода». «История проектирования и строительства Уралмашзавода за 95 лет обросла множеством мифов. Например, существует мнение, что Уралмашзавод и соцгород спроектированы иностранными специалистами. Но проведенные нами исследования, изученные документы екатеринбургских архивов ГАСО, ЦДООСО, ГААОСО показали полное отсутствие подтверждений этой информации. В то же время выявлено много новых, ранее не публиковавшихся фактов, часть из них представлена в нашей книге», – говорит заместитель директора Музея истории Уралмашзавода Сергей Агеев (по материалам сайта
ural.aif.ru).