МЕТЕЛЁВ ГЕРМАН СЕЛЕВЁРСТОВИЧ, им.собств., Метелёв, -а, м., ед.; мн.: Метелёвы, ж. Метелёва; прил.: метелёвский, -ая, -ое, -ие; Ге́рман, -а, м., ед.ч; прил.: ге́рмановский, -ая, -ое, мн.: -ие; Селевёрстович, -а, м., ед
Метелёв Герман Селевёрстович (1937–2006) – выдающийся российский художник. Его творчество охватывало живопись, графику и монументальное искусство. Работы Германа Селевёрстовича – это картины, наполненные глубокими смыслами и символами.
Родился и вырос Герман Метелёв в Свердловске (ныне Екатеринбурге), где и начал свой путь в искусстве. Первые шаги он сделал в Свердловском художественном училище (ныне СХУ имени И.Д. Шадра), а затем продолжил обучение в знаменитом Институте имени Репина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге). Там он учился у мастера живописи, профессора В.М. Орешникова, и даже после окончания института два года работал в его мастерской, оттачивая своё мастерство.
Вернувшись в родной Свердловск (ныне Екатеринбург), Метелёв быстро стал частью творческой элиты Урала, где его окружали такие мастера, как Г.С. Мосин, М.Ш. Брусиловский и В.М. Волович. Его талант был многогранным. Он создавал монументальные мозаики, театральные декорации, ювелирные изделия, но главной страстью всегда оставались живопись и графика.
Метелёв работал в самых разных жанрах. Он изображал исторические полотна, натюрморты, портреты, пейзажи. Однако особое место в его творчестве занимали сюжетные картины. Две главные темы, которые он развивал на протяжении всей жизни, – это евангельские сюжеты и образы кентавров. Библейские сцены, такие как «Понтий Пилат» (1992), «Омовение ног» (1992) и «Голгофа» (1997), отражали размышления художника о судьбе человечества. А кентавры, например, в картинах «Прогулка с друзьями» (1997) и «Автопортрет» (1999), символизировали его внутренний мир, борьбу между человеческим и животным началом.
Тема театра также занимала важное место в его творчестве. Картина «Театр» (1969) – это настоящий шедевр, построенный по принципу житийной иконы. В центре – сцена, где идёт спектакль, а вокруг – закулисная жизнь: репетиции, монтаж декораций, продажа билетов. Это произведение словно приглашает зрителя заглянуть за кулисы и увидеть магию театра изнутри.
Родной Урал был для Метелёва неиссякаемым источником вдохновения. Он изображал не только городские пейзажи, но и природу, передавая её уникальность через мифы, легенды и особенный ландшафт. Например, в картине «Рождение кристалла» художник рассказывает о загадке создания совершенных кристаллов из хаоса природы.
Его монументальные работы также заслуживают внимания. Мозаика в столовой Дома печати (1983) до сих пор поражает своей красотой и фактурой, а композиция «Торжество разума» в вестибюле УрФУ стала настоящим символом интеллектуального прогресса.
Особое место в творчестве Метелёва занимают автопортреты. В них он исследовал свои внутренние противоречия, борьбу между добром и злом. Например, в «Между ангелом и бесом. Автопортрет» (1975) ангел кажется ослабленным, что, возможно, отражает внутренние метания художника. Эти настроения находят продолжение в его поздних библейских картинах, написанных в тёмных, мрачных тонах.
Герман Метелёв – лауреат премии имени Г.С. Мосина, заслуженный художник России. Его творчество – это глубокий диалог с миром и самим собой. Он ушёл из жизни в мае 2006 года, оставив после себя богатое наследие, которое продолжает вдохновлять и восхищать

Упоминания в литературе, СМИ и на сетевых ресурсах:

Феномен Метелёва до конца не разгадан. Универсальный талант позволял художнику осваивать живописное пространство наравне с книжной иллюстрацией, оформлять общественные здания, мастерить скульптурные объекты, складывать печи и строить дома. Для мастера не было условных разделений на «низкий» и «высокий» жанры, не существовало понятия «халтуры». С одинаковой серьезностью он подходил и к большим бригадным оформительским заказам, и к камерному жанру автопортрета (по материалам сайта i-z-o.art).

Философским смыслом наполнены автопортреты художника. В «Автопортрете (Дорога)» Г. Метелёв изобразил себя дважды: в образе кентавра, тянущего телегу, доверху нагруженную картинами, и в образе всадника, едущего на спине кентавра. Таким образом, художник сам себя везёт, и тяжела его ноша. Ангел с крестом в руках – посланник небес - благословляет жизненный и творческий путь мастера. В данной работе Г. Метелёв подчёркивает своё особое предназначение как художника, который, по его мнению, является воплощением божественных идей на земле (по материалам сайта art.sinara-group.com).

Картина Германа Селиверстовича Метелева «Слово комиссара» (1986–1987) из цикла «Гражданская война» поступила в фонд Свердловского областного краеведческого музея в 2014 году вместе с еще 10 живописными полотнами уральских художников в батальном жанре. Это дар Свердловского регионального отделения Союза художников России, приуроченный к 70-летию со дня окончания Великой Отечественной войны (по материалам сайта uole-museum.ru).
Made on
Tilda