МЕТЕЛЁВ ГЕРМАН СЕЛЕВЁРСТОВИЧ, им.собств., Метелёв, -а, м., ед.; мн.: Метелёвы, ж. Метелёва; прил.: метелёвский, -ая, -ое, -ие; Ге́рман, -а, м., ед.ч; прил.: ге́рмановский, -ая, -ое, мн.: -ие; Селевёрстович, -а, м., ед
Художник (1937 – 2006). Работал в таких видах изобразительного искусства, как живопись, графика, монументальная живопись. Художественное образование Герман Метелёв получил в Свердловском художественном училище, после которого в 1957 году поступил на живописное отделение Института им. Репина в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Был учеником профессора В. М. Орешникова. После окончания института ещё два года работал в его мастерской. В родной Свердловск (Екатеринбург) Метелёв вернулся уже членом союза художников и сразу был принят в творческой среде уральских живописцев, лидерами которой являлись Г.С.Мосин, М.Ш.Брусиловский, В.М.Волович. Талант художника проявлялся в разных видах искусства. Но несмотря на то, что Метелёв был монументалистом, ювелиром и создателем театральных декораций, главными направлениями его творчества всегда оставались живопись и графика. Он работал в большом количестве жанров: создавал исторические картины, натюрморты, портреты, пейзажи, иллюстрации для книг и экслибрисы. Художник имел широкий круг интересов. Однако главным направлением его творчества была сюжетная картина. Основными темами его работ были евангельские сюжеты («Понтий Пилат», 1992; «Омовение ног», 1992; «Голгофа», 1997) и образы кентавров («Прогулка с друзьями», 1997; «Автопортрет», 1999). Обе эти темы развивались параллельно в его работах. Библейские сцены отражали историю человечества, а образы кентавров символизировали внутренний мир самого художника. Значимой является и тема театра, которая вошла в станковое творчество художника. Программной в этом отношении является картина «Театр» (1969). Она построена по принципу житийной иконы: в центре изображена сцена, где идёт спектакль, а вокруг – повседневная жизнь театра, закулисье (репетиции, продажа билетов, монтаж декораций и т.д.). Особое место в творчестве Метелёва занимает родной Урал. Художник изображает не только городские пейзажи, но и природу. Через уникальные элементы природы, особенный ландшафт и местные мифы он познавал глубины Урала. Истории о Каменном поясе и его подземных богатствах вдохновляли его на создание живописных произведений. Одно из таких – "Рождение кристалла", где мастер рассказывает о загадке создания совершенных кристаллов из хаотичного множества форм. Работы Метелёва в области монументального искусства – это мозаика в столовые Дома печати (1983 год), которая до сих пор поражает своей красотой и богатством фактуры, а также композиция «Торжество разума» в вестибюле Уральского Федерального Университета. Серия автопортретов художника отражает внутренние метания автора, разлад с самим собой («Автопортрет»,1973; «Между ангелом и бесом. Автопортрет»,1975). Кажется, что образы ангела и беса, символизирующие это противоречие, не равны в своих силах – ангел словно ослаб. Возможно, поэтому поздние библейский картины Германа Метелева написаны в тёмных тонах. Художник Герман Метелёв – Лауреат премии им. Г. С. Мосина, заслуженный художник России – скончался в мае 2006 года.
Упоминания в литературе, СМИ и на сетевых ресурсах:
Феномен Метелёва до конца не разгадан. Универсальный талант позволял художнику осваивать живописное пространство наравне с книжной иллюстрацией, оформлять общественные здания, мастерить скульптурные объекты, складывать печи и строить дома. Для мастера не было условных разделений на «низкий» и «высокий» жанры, не существовало понятия «халтуры». С одинаковой серьезностью он подходил и к большим бригадным оформительским заказам, и к камерному жанру автопортрета (по материалам сайта https://i-z-o.art/vystavki/4-aprelya-german-metelev-izbrannoe-zhivopis-i-skulptura-iz-muzeinyh-i-chastnyh-sobranii-event-778.html ).
Философским смыслом наполнены автопортреты художника. В «Автопортрете (Дорога)» Г. Метелёв изобразил себя дважды: в образе кентавра, тянущего телегу, доверху нагруженную картинами, и в образе всадника, едущего на спине кентавра. Таким образом, художник сам себя везёт, и тяжела его ноша. Ангел с крестом в руках – посланник небес - благословляет жизненный и творческий путь мастера. В данной работе Г. Метелёв подчёркивает своё особое предназначение как художника, который, по его мнению, является воплощением божественных идей на земле (по материалам сайта https://art.sinara-group.com/painter/metelev ).
Картина Германа Селиверстовича Метелева «Слово комиссара» (1986–1987) из цикла «Гражданская война» поступила в фонд Свердловского областного краеведческого музея в 2014 году вместе с еще 10 живописными полотнами уральских художников в батальном жанре. Это дар Свердловского регионального отделения Союза художников России, приуроченный к 70-летию со дня окончания Великой Отечественной войны (по материалам сайта https://uole-museum.ru/events/german-metelev-vystavka-odnoj-kartiny/ ).
Made on
Tilda