Советский и российский художник (1931 – 2016). Работал в разных видах изобразительного искусства: живопись, монументальная живопись, графика. Помимо многофигурных композиций, которые составляют основу его творчества, художник также работал в жанре портрета (портреты художников В. Воловича и Г. Мосина) и натюрморта. Брусиловский родился в Киеве, окончил
Институт живописи, ваяния и зодчества им. И. Е. Репина в Ленинграде (Санкт-Петербурге), но вся его творческая жизнь связана с Уралом, а именно со Свердловском (Екатеринбургом), куда он приезжает по распределению после окончания института. Мировую известность Брусиловскому принесла работа «1918-й год», которую он создавал совместно с художником Геннадием Мосиным. Особенностью полотна стало нетипичное изображение В. И. Ленина. В традиции соцреализма вождь изображался как добрый дедушка. У Брусиловского и Мосина он грозный, маскулинный – настоящий революционер. Картина вызвала возмущение представителей союза художников, но всё же была представлена сначала на военной выставке «На страже мира» в Москве, а потом и на Венецианской биеннале и стала символом свободомыслия в советской России. Брусиловский занимался не только государственными заказами. Основными темами творчества художника были мифологическая («Три грации», «Леда и лебедь», «Похищение Европы»), военная («Генерал», «Пьета. Жертвам войны», «Реквием», «Освенцим») и библейская («Распятие», «Пётр и петух», «Хождение по водам», «Христос в Гефсиманском саду», «Несение креста», «Поцелуй Иуды», «Тайная вечеря»). Последняя тема является наиболее значимой. Картины, написанные по евангельским сюжетам, создавались в разные периоды творчества, многие сюжеты были переосмыслены, художник возвращался к ним через годы. Ярким этапом в творчестве Брусиловского, после которого происходит такое переосмысление, становится его возвращение из США и Европы. Там он очень много работает. По словам самого художника, он оставил в США около 100 картин, а в Париже около 40. С именем Брусиловского в Екатеринбурге связаны два памятных места. Сквер на пересечении пр.Ленина и ул. Мичурина, где ещё при жизни художника была установлена скульптурная композиция «Горожане. Разговор» (скульптор А. Антонов), изображающая трёх уральских художников: Мишу Брусиловского, Виталия Воловича и Германа Метелёва. И небольшой музей художника, где представлены его малоизвестные работы из частных коллекций (ул. Энгельса, 15). Творчество Миши Брусиловского было представлено на 30 выставках (4 из которых прошли уже после смерти художника) во многих городах России, а также в Италии, Германии, Франции, Израиле, Китае, Великобритании. Скончался в Екатеринбурге в 2016 году. Похоронен на Широкоречинском кладбище.
Упоминания в литературе, СМИ и на сетевых ресурсах:
Главная черта его живописных произведений – эскизность, лёгкость, текучесть живописной манеры, создающей ощущение живой, подвижной прозрачной среды, в которой рождаются фантастические образы, легенды, выплывающие из глубин подсознания, из тайников народной памяти и фольклора. Это придаёт живописи М. Брусиловского зыбкий, многозначный, подвижный характер, её отличает любовь к сложным метаморфозам, неожиданным превращениям и отражениям, она создаёт мир, в котором воображение и реальность проникают друг в друга, перевоплощаются одно в другое. Способность к театральному преображению истории в легенду, жизни в игру воображения сделала искусство художника одним из наиболее ярких и своеобразных в современной России» (по материалам сайта Российской Академии художеств
https://rah.ru/the_academy_today/the_members_of_the_academie/member.php?ID=52113).
7 мая 1992 года ко дню рождения Миши Шаевича, Белла Абрамовна преподнесла в дар художнику свои стихи. В подборке, цикл стихов «Подписи к нескольким картинам Брусиловского, придуманные Беллой Дижур, имевшей счастье быть свидетельницей рождения этих стихов», созданных в параллель к картинам Брусиловского. В ответ художник проиллюстрировал своей живописью все подаренные поэтом стихи (по материалам сайта
https://edu.en-artmuseum.ru/misha-brusilovsky/ ).
Один из наиболее ярких и своеобразных живописцев современной России, Миша Шаевич Брусиловский занимает 18-е место в списке самых дорогих художников России по мнению The Art Newspaper Russia. Его работы находятся в престижных музеях и частных коллекциях мира. У себя на родине, в Екатеринбурге, Брусиловский — признанный мастер со своим особым почерком. Подтверждение тому — 44 большеформатные картины, созданные с 1970-х по сегодняшнее время. Одним из главных экспонатов нынешней выставки к 85-летию художника станет задуманное много лет назад, но написанное лишь недавно полотно «Император Николай Второй» (по материалам сайта
https://www.afisha.ru/exhibition/mihail-brusilovskiy-165392/ ).