Билимбай – поселок в Свердловской области, находящийся в 60 километрах от
Екатеринбурга.
Название поселка связано с башкирским именем "Белембай", что означает "богатый знаниями" ("белем" – знание, "бай" – богатый).
Билимбай – горнозаводское поселение, основанное
Строгановыми, а не Демидовыми. В 1734 году они построили чугуноплавильный завод на реке Билимбаевке, притоке реки
Чусовой. Этот год считается годом основания поселка. С пристани в устье реки каждую весну завод отправлял караваны с продукцией по реке Чусовой.
В 1774 году Билимбаевский завод пострадал от восстания пугачевцев. Производство прекратилось, и потребовался долгий ремонт для его возобновления.
Билимбаевский завод был одним из самых прогрессивных для своего времени. В поселке были школа, больница и театр. За лесом, необходимым для получения угля, строго следили. На вырубках сажали хвойные деревья. Главный лесничий А.Е. Теплоухов внес большой вклад в лесоводство на Урале.
Билимбай – родина первого реактивного самолета. В годы Великой Отечественной войны здесь было секретное производство. Для испытаний нового самолета на Урал отправили летчика Григория Бахчиванджи. Первый в мире самолет с жидкостно-реактивным двигателем назывался "БИ-1". Первое испытание состоялось в 1942 году.
Билимбай – поселок с богатой историей. Он показывает, как строились города-заводы, возводились храмы и сохранялись леса. В 19 веке здесь был построен Свято-Троицкий Храм, самый большой на горнозаводском Урале. Храм построили в честь Победы русского народа над Наполеоном.
Билимбай находится недалеко от
Первоуральска, у реки Чусовой. Поселок охраняет свои ботанические памятники природы –
березы,
сосны и
ели. В Билимбае находится роща Могилица, где растут сосны с 1888 года.
В поселке работают промышленные предприятия. "Уралдоломит" – щебеночный карьер, который поставляет нерудные материалы железнодорожным транспортом, отгружая более 42 тысяч вагонов в год. "Билимбаевский завод термоизоляционных материалов" производит современные термоизоляционные материалы. "Уральский машиностроительный завод сельскохозяйственной техники" (УМЗСТ) – одно из старейших предприятий машиностроительного комплекса России.
Численность населения поселка Билимбай составляет около 6 тысяч жителей. Поселок известен своей историей и промышленными предприятиями, а также природными памятниками, которые привлекают туристов и ученых
Упоминания в литературе, СМИ и на сетевых ресурсах:Разработана дорожная карта по созданию приютов для животных в Свердловской области, которая предусматривает их строительство в каждом управленческом округе и в Екатеринбурге. Уже определены земельные участки для размещения приютов в Алапаевске, Верхней Салде, Верхотурском, Полевском, Сысертском городских округах. Сейчас идёт подготовка конкурсов на разработку проектно-сметных документаций. В Екатеринбурге выбор земельного участка еще продолжается. Работа по созданию приютов ведётся также в Нижнем Тагиле и посёлке Билимбай под Первоуральском (по материалам сайта
pervo.ru).
…до дома, управляющего Билимбаевским горным округом Н.А. Тунева и железнодорожной станции Билимбай, выполненной в начале XX века в формах русского модерна (по книге А.В. Долгова и М.А. Крапивина «Билимбай. Архитектурное наследие города-завода»).
«Проехали билимбаевскую контору вольных почт, битком набитую проезжающими, проехали постоялые дворы, битком набитые телегами и ямщиками. Жизнь кипит в заводе по случаю праздника, Ильина дня, народ идёт в церковь, много едет во дворы домов телег с мужчинами и женщинами, с литовками, граблями и травой. Завод по тракту очень чистенький, но чем дальше вовнутрь, тем он больше походит на большое село, и здесь, по тракту, в двух местах ребята стараются закинуть на телеграфные проволоки клочок рогожи с камешком, бечёвку (по книге Ф.М. Решетникова «Очерки обозной жизни»).
«Я видел в билимбаевских лесах прекрасно содержимые дороги и много бравых сторожей и надсмотрщиков. Дороги, просеки и канавы, очистка лесов, чередование молодых зарослей с возрастными, и, главное, хороший досмотр – вот те средства, которыми борются с возрастающим успехом с пожарами лесов, которые прежде губили их массами, потому что пахоты нет и леса только изредка чередуются с покосами. Есть тут прямо и пожарная команда для тушения начавшихся пожаров в лесу. Если мне не изменяет память, то в билимбаевских лесах в прошлом году было 70 пожаров, которые все удалось затушить при начале» (по книге Д.И. Менделеева «Уральская железная промышленность»).