ХУДОЯ́РОВЫ, им.собств., Худоя́ровы, -ых, мн.; ед.: м. Худоя́ров, -а, ж. Худоя́рова, -ой; прил.: худоя́ровский, -ая, -ое, мн.: -ие
Худояровы – династия крепостных художников, прославивших Нижний Тагил. Они владели уникальным искусством лаковой росписи.
В Нижнем Тагиле зародилась династия Худояровых. Эта семья не просто занималась живописью, но и превратила роспись металлических изделий в настоящее искусство, которое прославило их далеко за пределами Урала.
Основателем династии был Андрей Степанович Худояров (1722–1804), крепостной мастер, чьи таланты были замечены Никитой Демидовым – представителем знаменитой династии промышленников. Демидов не только поддержал художника, но и поручил ему обучать молодых мастеров, передавая секреты искусства. Именно в мастерской Худояровых зародились традиции, которые стали основой для знаменитой тагильской росписи.
Семья Худояровых создавала не только подносы и посуду, но и занималась иконописью, росписью церквей, копированием картин европейских и русских художников, а также созданием оригинальных полотен. Одной из самых известных работ династии стало полотно «Гуляние на Лисьей горе», которое передает суровую, но завораживающую красоту уральской природы.
Особую славу Худояровым принес их уникальный «белый сильный лак», известный также как «тагильский». Этот лак отличался невероятной стойкостью, прозрачностью и блеском, не уступая по качеству китайским аналогам. Секрет его изготовления держался в строжайшем секрете, и до сих пор ученым не удалось полностью разгадать его состав. Легендарный лак вдохновил даже уральского писателя Павла Бажова, который посвятил ему рассказ «Хрустальный лак».
Работы Худояровых украшали резиденции Демидовых в Москве и Санкт-Петербурге, подчеркивая изысканный вкус и богатство заказчиков. В 1806 году на Нижнетагильском заводе была открыта школа живописи, где преподавал Фёдор Андреевич Худояров, продолжая дело своего отца. Тагильские подносы и посуда, расписанные в мастерской Худояровых, отправлялись в крупнейшие города России, включая Москву, Казань и Нижний Новгород.
После революции традиции лаковой росписи продолжили развиваться. В 1958 году в Нижнем Тагиле появилось предприятие по производству эмалированной посуды, где был создан цех росписи и лакировки подносов. Сегодня это искусство живет благодаря современным мастерам, которые продолжают традиции, заложенные Худояровыми.
Музей «Дом Худояровых» в Нижнем Тагиле бережно хранит наследие этой выдающейся династии. Здесь можно увидеть шедевры лаковой росписи, узнать больше о секретах мастерства и даже попробовать свои силы в этом удивительном искусстве. Подносы, расписанные тагильскими мастерами, стали популярными сувенирами, которые ценятся не только в России, но и за рубежом.
Современные предприятия, например, ООО «НХП Техно ателье», продолжают развивать традиции лаковой росписи. Их изделия неоднократно становились лауреатами престижных конкурсов и выставок, таких как «Ладья. Зимняя сказка» и «100 лучших товаров России». Сегодня тагильские мастера создают не только сувениры, но и корпоративные подарки, памятные подносы и уникальные изделия, которые продолжают прославлять Нижний Тагил как центр лаковой росписи.
Искусство Худояровых – это удивительное сочетание народных традиций, высокой художественной культуры и технического мастерства. Их наследие – это вдохновение для новых поколений мастеров, которые продолжают писать яркую главу в истории уральского искусства

Упоминания в литературе, СМИ и на сетевых ресурсах:

В те времена, когда Худояровы жили под властью Демидовых, никто не интересовался всерьез искусством народных мастеров, и автору, кандидату искусствоведения Б. В. Павловскому, пришлось по крупицам восстанавливать творческий путь художников (по материалам сайта library.ntspi.ru).

Худояровы — фамилия известная. Традиции знаменитой сегодня нижнетагильской росписи по металлу восходят к творчеству членов этой семьи, занимались они и традиционной масляной живописью (по материалам сайта expert.ru).

Из архивных документов известно, что Андрей Степанович Худояров один из первых начал заниматься изготовлением и украшением подобного рода изделий. Андрей Степанович сам изготовлял и краски для росписи. Все секреты лакирования он передал своим сыновьям (по материалам сайта
gazetavsem.ru).
Made on
Tilda