Сибирский тракт, одна из первых крупных торговых дорог в России, был построен в 1763 году и заменил старую
Бабиновскую дорогу. Он проходил из Москвы через Нижний Новгород, Казань,
Кунгур,
Екатеринбург, Тобольск и Тюмень и использовался изначально как почтовая дорога. После торговых договоров с Китаем тракт был продлен до границы с Китаем через Красноярск и Иркутск.
На этом тракте располагалась часть знаменитого Великого чайного пути. В XVIII веке, после постройки города Кяхта на границе с Китаем, началось массовое ввоз чая, который стал одним из основных товаров российской торговли. Чай доставлялся караванами на вьючных животных, что было экономически выгодно и обеспечивало постоянный приток этого популярного товара в Россию.
Кроме торговой функции, Сибирский тракт также носил название «каторжная дорога». Это был маршрут, по которому осуждённые преступники отправлялись в ссылку в Сибирь. Вдоль тракта строились тюрьмы-этапы для временного содержания заключённых, что создавало жесткую инфраструктуру для перемещения и контроля над ссыльными.
Известные личности, такие как писатель Александр Радищев и участники декабристского восстания, были отправлены в ссылку по этому маршруту, что добавляет исторического веса этой дороге. Сибирский тракт играл ключевую роль в социально-политической истории России, так как через этот маршрут прошли тысячи ссыльных, внесших свой вклад в освоение Сибири.
Сегодня во многих городах, через которые проходил Сибирский тракт, улицы с историческими названиями Сибирский тракт и Московский тракт сохранились и являются напоминанием о богатом историческом прошлом этих мест. Например, в Екатеринбурге и Казани эти улицы стали символами городской истории, привлекая туристов и историков
Упоминания в литературе, СМИ и на сетевых ресурсах:Среди организованных маршрутов появилась экскурсия в Каменный город, а также тур выходного дня по Сибирскому тракту (по материалам портала
59.ru).
Старый Сибирский тракт является приоритетным направлением для строительства (по материалам портала
e1.ru).
Сегодня опять 19-е февраля, и там, в двух километрах на юго-восток, Великий Сибирский тракт (по книге Дай А. «Без поводыря»).