Дорога, соединявшая в XVI–XVIII веках европейскую часть России с Сибирью, проходила через Урал (север современного
Пермского края и
Свердловской области). Она была открыта в 1597 году крестьянином Артемием Бабиновым и получила его фамилию. Раньше дорога в Сибирь была очень длинной и неудобной (около 2000 км). Однажды Артемий увидел, как манси ходят через Урал по краткому пути. Он проследил за ними и сообщил об этом Чердынскому воеводе.
Дорога строилась 2 года. Она начиналась в
Соли Камской (современный Соликамск Пермского края) и заканчивалась в верхнем течении реки
Туры, в вогульском поселении Нером-Кар, где позже основали город
Верхотурье. Дорога была короче старой: её длина составляла 260 верст (около 260 км). По всему пути построили ямские деревни для смены лошадей и отдыха, а также караулы — защитные укрепления.
В течение двух столетий
Бабиновская (государева)
дорога была единственным путём между Европой и Азией. По ней торговали, перевозили почту, продукты и деньги в Сибирь, строились новые поселения. По дороге ездили посольские делегации и крестьяне в поисках новых земель. В середине XVIII века построили новый почтовый тракт из Москвы через
Кунгур и
Екатеринбург в Тобольск, и
Бабиновская дорога потеряла свою значимость и была закрыта.
Сейчас дорога заросла, и по ней трудно проехать. Многие деревни заброшены. Время от времени краеведы и автотуристы организуют экспедиции по старому тракту. В одной из них был установлен памятный знак Артемию Бабинову на его родине, в селе Верх-Усолка
Упоминания в литературе, СМИ и на сетевых ресурсах:Власти Соликамска хотят превратить Бабиновскую дорогу в достопримечательность Пермского края (по материалам портала
59.ru).
В лесу, по краям сохранившихся участков Бабиновской дороги, – места, где кормили лошадей (по материалам портала
e1.ru)
. Бабиновская дорога долгая, старая. Ох, Бабиновская дорога! (по книге Прашкевича Г. «Секретный дьяк»).