БА́БИНОВСКАЯ ДОРО́ГА (тракт), бабиновская, -ой, прил., ж., ед.; мн.: бабиновские; -ий, -ое; дорога, -и, сущ., ж., ед.; мн.: дороги; прил.: доро́жный, -ая, -ое, мн.: -ые
Бабиновская дорога – это уникальный исторический путь, который в 16–18 веках соединял европейскую часть России с Сибирью. Она была открыта в 1597 году крестьянином Артемием Бабиновым, который заметил, как манси пересекают Урал по короткому маршруту. Артемий проследил за ними и сообщил о находке Чердынскому воеводе. Так началась история дороги, которая стала важнейшей артерией между Европой и Азией.
Строительство дороги заняло два года. Она начиналась в Соли Камской (ныне Соликамск, Пермский край) и заканчивалась в вогульском поселении Нером-Кар на реке Туре, где позже основали город Верхотурье. Длина нового пути составляла всего 260 верст (около 260 километров), что было значительно короче старого маршрута в Сибирь, протяжённостью около 2000 километров. По дороге построили ямские деревни для смены лошадей и отдыха, а также защитные укрепления – караулы.
Западный участок дороги, проходивший через горы, перевалы и болота, был сложным для прокладки. Здесь активно использовались знания местных жителей. Восточная часть пути оказалась проще: она шла вдоль рек, где уже существовали поселения и дороги. В Верхотурье была устроена таможня и построены склады для товаров, которые зимой вывозили по зимникам, а летом отправляли дальше по рекам.
Бабиновская дорога стала важнейшим торговым и транспортным маршрутом. По ней перевозили почту, товары, деньги, а также переселенцев, которые искали новые земли. Однако в середине 18 века её значение начало снижаться. В 1723 году был заложен новый почтовый тракт через Кунгур и Екатеринбург, который стал основным маршрутом в Сибирь. В 1783 году Верхотурская таможня была упразднена, и Бабиновская дорога постепенно пришла в упадок.
Сегодня от некогда оживлённого тракта остались лишь заросшие участки. Многие деревни вдоль дороги заброшены, а проехать по старому пути стало практически невозможно. Однако краеведы и автотуристы продолжают исследовать этот исторический маршрут. В одной из экспедиций на родине Артемия Бабинова, в селе Верх-Усолка, был установлен памятный знак в его честь.
Интересно, что часть дороги, известная как Ирбитский тракт, до сих пор используется. А на месте старинного участка Тюмень – Тобольск проложена современная автострада. Бабиновская дорога, хоть и утратила своё значение, остаётся важной частью истории освоения Сибири и символом упорства и находчивости людей, которые её создали

Упоминания в литературе, СМИ и на сетевых ресурсах:

Власти Соликамска хотят превратить Бабиновскую дорогу в достопримечательность Пермского края (по материалам портала 59.ru).

В лесу, по краям сохранившихся участков Бабиновской дороги, – места, где кормили лошадей (по материалам портала e1.ru).

Бабиновская дорога долгая, старая. Ох, Бабиновская дорога! (по материалам книги Г. Прашкевича «Секретный дьяк»).
Made on
Tilda