Режиссёр, сценарист, актёр (1903 – 1983). Родился в
Екатеринбурге. Настоящая фамилия Мормоненко. Будущий режиссёр с детских лет начинает работать, и его трудовая деятельность связана с театром и миром искусства. Он работает в Екатеринбургском
оперном театре сначала помощником костюмера, потом осветителя, а заем рассыльным, электротехником. В это же время Г. В. Александров оканчивает музыкальную школу по классу скрипки, а после режиссёрские курсы рабоче-крестьянского театра. Благодаря имеющейся профессии, во время гражданской войны становится руководителем фронтового театра. По возвращении в Екатеринбург в начале 1920-х годов Г. В. Александров вместе со своим другом Иваном Пырьевым организует первый детский театр, в котором является и актёром, и режиссёром. Впоследствии на основе их опыта в 1930-х годах будет создан
Театра юного зрителя. Ещё одна должность, которую занимает Григорий Васильевич, – инспектор отдела искусств Губернского образовательного надзора. Здесь он выполнял работу цензора: просматривал фильмы, которые должны были выйти на экраны кинотеатров, а также монтировал старые киноленты в соответствии с новой идеологией государства. Эта же деятельность велась и в отношении спектаклей. Так, Г. В. Александров курировал постановки Театра оперы и балета, в котором некогда работал. Будущий режиссёр был участником клуба «ХЛАМ» (Художники-Литераторы-Артисты-Музыканты). Это организация, в которую входили молодые творческие люди. Они продвигали новый взгляд на искусство. Участники «ХЛАМа» приходили на спектакли без обуви и головных уборов и освистывали постановки. Так они выражали свой протест пошлости и стремились продвигать свежие взгляды и веяния в искусстве. Участники клуба сами ставили спектакли, среди которых «Мистерия Буфф» Владимира Маяковского и опера «Демон» Антона Рубинштейна. Вскоре Г. В. Александров получает направление на учёбу в Москве. В столице он около 10 лет служит в рабочем театре Пролеткульта. Здесь начинается его сотрудничество со знаменитым режиссёром Сергеем Эйзенштейном, с которым он снимает множество фильмов, а затем едет в командировку в США и Европу. По возвращении в Советский Союз Григорий Васильевич прекращает сотрудничество с Эйзенштейном и начинает собственную режиссёрскую карьеру. Работает в жанре музыкальной комедии (влияние поездки в США и подробное знакомство с американскими мюзиклами). Именно с этого периода у него начинается взлёт в карьере. Один за одним выходят фильмы, которые сразу же становятся популярными, а Г. А. Александрова делают знаменитым на всю страну режиссёром. Режиссёр создаёт такие киноленты, как «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь», «Весна», «Встреча на Эльбе». Всего им создано 30 художественных фильмов. В двадцати четырёх из них он также являлся сценаристом. В восьми картинах Г. В. Александров является ещё и актёром. Григорий Васильевич имеет множество званий и наград, среди которых «Заслуженный деятель искусств РСФСР», «Заслуженный артист СССР», «Герой социалистического труда». Скончался в 1983 году в Москве от инфекции почек.
Упоминания в литературе, СМИ и на сетевых ресурсах:
Казалось, в этом перечне нет места для настоящей любви. Но она нашлась — её и звали Любовью. Любовь Орлова — актриса музыкального театра, которую Александров сделал звездой советского экрана, а она была предана ему до самой своей смерти. Хотя есть версия, что не только ему (по материалам сайта
https://aif.ru/culture/person/gollivud_dlya_staroy_kaloshi_rezhisser_aleksandrov_i_ego_lyubov_orlova ).
В молодости он был ассистентом и другом Сергея Эйзенштейна, но постепенно Григорий Александров вырос в одного из самых значительных комедийных кинорежиссеров. Он вносил в свои работы исключительные технические новшества и экспериментировал с различными жанрами кино. От его фильмов веет добрым юмором, неиссякаемой энергией положительных героев, свежестью и доступностью музыкальных решений (по материалам сайта
https://www.museikino.ru/exposition/people/grigoriy-aleksandrov/ ).
Григорий Александров произвел революцию в советском кино — он первым познакомил отечественную аудиторию с жанром музыкальной комедии. В судьбе режиссера до сих пор остаются неизвестными некоторые моменты, в том числе из-за того, что личный архив, оставленный им, не удалось сохранить. Как юноше с Урала удалось стать ассистентом Эйзенштейна, поехать в двадцатые годы на стажировку в Голливуд, а после вернуться, стать любимцем Сталина и миллионов зрителей, рассказываем в нашем материале (по материалам сайта
https://tass.ru/kultura/17579639 ).