Александров Григорий Васильевич (1903–1983) – выдающийся советский режиссёр, сценарист и актёр. Его настоящая фамилия – Мормоненко. Жизнь и творчество Г.В. Александровна оставили яркий след в истории кинематографа. Он родился в 1903 году в
Екатеринбурге, и с самого детства его судьба была связана с миром искусства. Его путь к славе начался с самых скромных должностей в
Екатеринбургском оперном театре: он работал помощником костюмера, осветителем, рассыльным и даже электротехником. Но уже тогда в нём проявлялась страсть к творчеству и стремление к большему.
Параллельно с работой Григорий окончил музыкальную школу по классу скрипки и режиссёрские курсы рабочего театра. Во время Гражданской войны он возглавил фронтовой театр, а после её окончания, вернувшись в
Екатеринбург, вместе с другом Иваном Пырьевым организовал первый детский театр. Здесь он был и актёром, и режиссёром, а их опыт позже стал основой для создания
Театра юного зрителя в 1930-х годах.
Но это было только начало. Александров также работал инспектором отдела искусств, где занимался цензурой фильмов и спектаклей, адаптируя их под идеологию государства. Он курировал постановки
Театра оперы и балета, где когда-то начинал свою карьеру. В этот период он стал участником клуба «ХЛАМ» (Художники-Литераторы-Артисты-Музыканты) – объединения молодых творцов, которые стремились разрушить старые каноны искусства и привнести в него свежие идеи. Участники клуба устраивали эпатажные акции, освистывали постановки, которые считали пошлыми, и сами ставили новаторские спектакли, такие как «Мистерия Буфф» В.В. Маяковского.
Вскоре талант Александрова был замечен, и он получил направление на учёбу в Москву. Там он около десяти лет работал в театре Пролеткульта, где началось его сотрудничество с легендарным режиссёром С.М. Эйзенштейном. Вместе они сняли несколько фильмов и отправились в творческую командировку в США и Европу. Именно там Александров познакомился с американскими мюзиклами, которые оказали огромное влияние на его дальнейшую карьеру.
Вернувшись в Советский Союз, Александров начал самостоятельный путь в кинематографе, сосредоточившись на жанре музыкальной комедии. Его фильмы, такие как «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь», «Весна» и «Встреча на Эльбе», стали настоящими хитами и сделали его одним из самых известных режиссёров страны. Всего он создал 30 художественных фильмов, в 24 из которых выступил также сценаристом, а в восьми – ещё и актёром.
За свою карьеру Григорий Васильевич получил множество наград и званий, включая «Заслуженный деятель искусств РСФСР», «Заслуженный артист СССР» и «Герой социалистического труда». Его вклад в искусство невозможно переоценить. Александров скончался в 1983 году в Москве, оставив после себя богатое наследие, которое до сих пор вдохновляет новые поколения
Упоминания в литературе, СМИ и на сетевых ресурсах:Казалось, в этом перечне нет места для настоящей любви. Но она нашлась — её и звали Любовью. Любовь Орлова — актриса музыкального театра, которую Александров сделал звездой советского экрана, а она была предана ему до самой своей смерти. Хотя есть версия, что не только ему (по материалам сайта
aif.ru).
В молодости он был ассистентом и другом Сергея Эйзенштейна, но постепенно Григорий Александров вырос в одного из самых значительных комедийных кинорежиссеров. Он вносил в свои работы исключительные технические новшества и экспериментировал с различными жанрами кино. От его фильмов веет добрым юмором, неиссякаемой энергией положительных героев, свежестью и доступностью музыкальных решений (по материалам сайта
museikino.ru).
Григорий Александров произвел революцию в советском кино — он первым познакомил отечественную аудиторию с жанром музыкальной комедии. В судьбе режиссера до сих пор остаются неизвестными некоторые моменты, в том числе из-за того, что личный архив, оставленный им, не удалось сохранить. Как юноше с Урала удалось стать ассистентом Эйзенштейна, поехать в двадцатые годы на стажировку в Голливуд, а после вернуться, стать любимцем Сталина и миллионов зрителей, рассказываем в нашем материале (по материалам сайта
tass.ru).