У́ЛИЦА ЧЕЛЮ́СКИНЦЕВ, имя собств., улица, -ы, сущ., ж., ед.; мн.: улицы; прил.: у́личный, -ая, -ое; мн.; -ые; Челюскинцев, -сущ., м., мн.; ед.: Челю́скинец; прил.: челю́скинский; -ая, -ое; мн.: -ые
Улица Челюскинцев в Екатеринбурге изначально называлась Северная. Это была северная граница тогдашнего города. Большинство домов на ней были деревянными и одноэтажными. В основном в них жили торговцы и ремесленники.
Именно здесь в 1878 году построили первый железнодорожный вокзал в России. Вместе с новым зданием вокзала постепенно на Челюскинцев (не имевшей тогда еще официального названия) начали строить жилые дома для железнодорожных служащих и рабочих двух паровых мельниц. Рядом с вокзалом возвели Дворец культуры железнодорожников. Инфраструктура района разрасталась. Дома появлялись в районе современных улиц Февральской революции, Октябрьской революции, Бориса Ельцина и Набережной Рабочей молодёжи. Все это гармонично вписалось к построенным ранее Симановской мельнице и Макаровскому мосту. И лишь в первой половине XIX в. улица, по-прежнему остававшаяся без имени, соединилась с Московской и окраинами района ВИЗ.
Название «Северная» появилось на плане города 1880 года, когда был построен деревянный мост через пруд (тогда еще Кривцовский, а ныне Макаровский) и застройка перешагнула на левый берег. Уже функционировал железнодорожный вокзал и улица Северная стала одним из двух подъездов к нему: она значительно сократила путь с ВИЗа и западных окраин.
В 1934 году вся страна с замиранием сердца следила за операцией по спасению экипажа парохода «Челюскин», раздавленного льдами в Чукотском море. Сам же пароход «Челюскин» был назван в честь знаменитого русского мореплавателя и исследователя севера Семена Ивановича Челюскина.
Во время экспедиции корабль дважды получил пробоины в корпусе, в итоге он врос в лед и несколько месяцев сначала дрейфовал вместе со льдами. В конечном итоге был раздавлен льдами и затонул. Команда во главе с начальником экспедиции Оттом Шмидтом в составе 104 человек эвакуировалась на лед с необходимой провизией, топливом и стройматериалами. Вывезти людей можно было только по воздуху. Советский союз готовился к спасению полярников. Для лучших лётчиков страны в СССР самолётов, предназначенных для работы в полярной обстановке, не хватало, поэтому пришлось закупать их в США.
Люди на льдинах жили всё это время в условиях полярной зимы. Почти месяц лётчики искали в ночной снежной мгле дрейфующий лагерь. Летчик Александр Ляпидевский совершил 29 безрезультатных поисковых вылета. И лишь в марте челюскинцев удалось найти.
Уже в мае спасённых участников экспедиции морем переправили с Чукотки во Владивосток. Оттуда они поехали через всю страну на специальном поезде. Героев-полярников встречали на каждой крупной станции. Были митинги и овации. В 1934 году в СССР самым модным именем стало имя Оюшминальд, которое означало «Отто Юльевич Шмидт на льдине». В честь челюскинцев называли улицы, колхозы, пионерские дружины и наборы конфет. Все участники экспедиции получили ордена Красной Звезды. Все лётчики, участвовавшие в спасении челюскинцев, были удостоены звания героев Советского Союза — высшей награды в СССР, учреждённой в апреле 1934 года.
Останавливался поезд и в Свердловске. Накануне этойвстречи, 15 июня 1934 года, вышло постановление Президиума Свердловского горсовета о переименовании Северной улицы в улицу Челюскинцев «в ознаменование исключительной работы по освоению Арктики челюскинцами».
В 1937 году по улице Челюскинцев был пущен трамвай, а в 1992-м открыта станция метро «Уральская».

Упоминания в литературе, СМИ и на сетевых ресурсах:
Вот как встречу в Свердловске описывает газета «Правда»: «Лично увидеть героев нашей страны спешили к вокзалу радостные толпы людей с огромными букетами цветов. Уралмаш выдал серию гудков, какой не было с времен ее открытия, а фабрика-кухня испекла торт в виде ледокола «Челюскин». В честь этого события ближайшую к вокзалу улицу, которая до этого называлась Северной, даже переименовали в Челюскинцев (отрывок из книги А. Шорина «Вехи истории Урала»: авторский краеведческий ежедневник Свердловская область: день за днем.- [б.м.] : Издательские решения, 2019 г. -736 c.)
В 2023 году Екатеринбургу исполняется 300 лет, и в честь юбилея мы запустили проект, в котором будем показывать, как в последние десятилетия менялся город. Нынешний выпуск посвящен улице Челюскинцев (по материалам сайта https://www.e1.ru/text/transport/2023/03/22/72150665/).
Made on
Tilda