МАКА́РОВСКИЙ МОСТ, имя собств.; Макаровский, -ого, прил. м., ед.; мн.: Макаровские; -ая, -ое; мост, -а, сущ., м., ед.; мн.: мосты́; прил.: мостово́й, -ая, -ое; мн.: ые
Макаровский мост – одна из главных достопримечательностей Екатеринбурга. Самый длинный мост в городе, имеющий девять пролетов. Длина моста – 242 метра, ширина почти 24,5 метра, высота от поверхности воды – 10,5 метров. Макаровский мост построен из бетона и железа.
История Макаровского моста. Первое название моста через реку Исеть — Кривцовский. Он был построен в 1881 году, и это был обычный деревянный мост. Инициатором сооружения стал тогда городской «голова» (прим., — глава города, мэр) Василий Кривцов. Деньги собирали с помощью меценатов, а мост назвали в честь Кривцова.
Этот первый мост мог выдержать под собой только конные экипажи (закрытые со всех сторон повозки – кареты с четырьмя лошадьми) и пешеходов. Однако Кривцовский мост сыграл огромнейшую и важную роль в развитии Екатеринбурга. Он значительно уменьшил путь от западной части города к железнодорожному вокзалу.
К концу XIX столетия мост уже нуждался в капитальном ремонте и им занялся купец, хозяин городской паровой мельницы Илья Иванович Симанов. Тогда же он был и «городской головой». Он капитально отремонтировал мост на собственные средства. И мост стали называть Симановским.
Этот новый мост тоже был деревянным. Количество повозок с лошадями, товарами и людьми на нем увеличилось.
В 1904 году купец Симанов разорился и хозяевами мельницы и моста стали братья Макаровы. В результате чего спустя какое-то время екатеринбуржцы сами окрестили мост Макаровским. С этим именем строение дожило до наших дней.
Имя Макаровский мост не сразу стало официальным. После революции 1917 года его какое-то время называли Пролетарский мост, но это название не прижилось.
Осенью 1959 года в Свердловске мост через Исеть снова реконструировали (перестроили и отремонтировали). Из деревянного он стал железобетонным, и по нему уже ездили не только автомобили, но и стали ходить трамваи. Макаровский мост стал самым длинным в городе — 242 метра при ширине в почти 25 метров. Высота строения от уровня проезжей части до поверхности реки Исети составила 10,5 метра.
Последняя модернизация (обновление) Макаровского моста произошла в 2005 году, когда на нем увеличили количество полос для движения и заменили тротуарные плиты. Но строители решили, что мост, возведенный советскими строителями и прослуживший городу почти 60 лет, всё же устарел. И больше не отвечал современным техническим требованиям. Поэтому вместо него решили построить абсолютно новый мост.
В 2017 году началась глобальная реконструкция Макаровского моста, которая закончилась в 2021 году. Проезжую часть расширили до 6 полос движения — три ряда в каждом направлении. В центре — трамвайные пути, по бокам — пешеходные тротуары с велосипедными дорожками.
С 2022 года в вечернее время н мосту включается эффектная архитектурная подсветка, которая предусматривает 15 вариантов. Вечерний и ночной режим, особое освещение в выходные и праздничные дни. В мост встроена сеть диодных светильников, выполненных по многоцветной технологии.
Макаровский мост находится в самом центре Екатеринбурга, и с него открывается панорама на обе части Городского пруда и на достопримечательности Екатеринбурга. В том числе, с него можно увидеть знаменитые здания Екатеринбург-Сити, Ельцин- центр, сквер и набережную у Драмтеатра.

Упоминания в литературе, СМИ и на сетевых ресурсах:
Железобетонный Макаровский мост соединил берега верхней части Городского пруда на улице Челюскинцев. По мосту открыто движение автомобилей и трамваев, по нему могут передвигаться велосипедисты и пешеходы (по материалам сайта https://nashural.ru/dostoprimechatelnosti-urala/sverdlovskaya-oblast/ekaterinburg/dostoprimechatelnosti-ekaterinburga-makarovskij-most-istoriya-podsvetka-fotografii/).
Свою последнюю модернизацию Макаровский получил в 2005 году, когда на нем увеличили количество полос для движения и заменили тротуарные плиты. Но по меркам нового времени старый Макаровский мост был уже глубоким пенсионером и не отвечал современным техническим требованиям, связанным с бурной автомобилизацией (по материалам сайта https://www.e1.ru/text/transport/2021/10/30/70224485/ )
Интересный факт: одно время будущий Макаровский мост называли даже просто «мост на улице Челюскинцев» в честь полярников с парохода «Челюскин», которые ехали через Свердловск. В 1934 году на железнодорожном вокзале Свердловска многотысячная толпа с восторгом встречала «челюскинцев», которые побывали здесь проездом из Владивостока в Москву —город устроил торжественную встречу (Достопримечательности Екатеринбурга: Макаровский мост — история, подсветка, фотографии // Наш Урал)
Made on
Tilda