Надеждинский металлургический завод (НМЗ) – градообразующее предприятие города
Серова Свердловской области.
История завода началась в 1890-х годах, когда царское правительство решило построить Сибирскую железную дорогу, которая объединит Центральную Россию и Дальний восток. Горный инженер А.А. Ауэрбах предложил построить металлургическую фабрику для производства рельсов. Дворяне Половцовы взялись за это дело.
В 1893 году завод начали строить около реки Каквы. К концу 1894 года посреди тайги вырос целый городок, позже названный Надеждинск (ныне
Серов). Проектированием предприятия занималась целая группа выдающихся инженеров своего времени: А.А. Ауэрбах отвечал за общую концепцию сооружений, Ф.Ф. Штарк рассчитывал металлоконструкции. А.В. Никитин и Р.Р. Тонков конструировали доменные печи, мартеновский участок, а А.И. Мещерский разрабатывал прокатную фабрику. Первая продукция – рельсы – была получена в 1896 году. С этого момента и началась история Надеждинского металлургического завода.
Половцовы начали обустраивать предприятие. Тогда оно было самым передовым и производительным на Урале. Оборудование закупали у европейских поставщиков из Бельгии, Франции, Германии.
Помимо рельсового участка работали цехи по изготовлению сортового и кровельного железа, огнеупорных изделий и снарядных заготовок. Высококачественная руда поставлялась из соседнего рудника, названного Ауэрбаховским. Позже начались разработки других рудников – все они с Надеждинским металлургическим заводом были связаны узкоколейкой (узкоколейной железной дорогой). В 1939 году завод переименовали в «Серовский металлургический завод» – в честь лётчика-испытателя
А.К. Серова, который работал на Надеждинском заводе.
В годы войны вместо рельсов рабочие стали изготавливать колючую проволоку, снаряды, заготовки для орудий. Великая Отечественная война стала катализатором внедрения новых методов литья. За 4 года производство увеличилось в 1,7 раза, заводчане научились выплавлять порядка 100 новых марок легированных сталей высокого качества. Они были необходимы для оборонной промышленности, энергетики, машиностроения.
В 2000 году завод перешел под управление «
УГМК-холдинга». Революционным событием стал ввод 80-тонного электросталеплавильного комплекса. Он позволил отказаться от экологически вредных мартеновских печей.
Сегодня предприятие продолжает выпускать широкий ассортимент продукции: 320 наименований сталей, более 400 видов проката. Основными направлениями является выпуск легированных сталей, передельного чугуна, различных видов проката и многое другое. В 2016 году Серовскому металлургическому заводу вернули прежнее название – «Надеждинский металлургический завод», чтобы сохранить историю завода и города.
Надеждинский металлургический завод (НМЗ) располагается в
Серове на улице Агломератчиков, дом 6.
Добраться до Надеждинского металлургического завода (НМЗ) можно на следующих видах транспорта: автобус №№ 1-13, 5-16, 5а, 9, 9а, 11, 17, 17а, 19а, 102, 104а, 509г, 509а, 652, 655, 818б, 826, 877, 888а, 888б, 888в, 894а, 960, 1058, 1301; маршрутное такси №№ 1-10, 2, 3, 3-8а, 7-2, 7-8, 8а, 11а, 104б, 500, 894б, 2268 до остановки «Поликлиника № 1»
Упоминания в литературе, СМИ и на сетевых ресурсах:Для улучшения экологической обстановки в Серове на Надеждинском металлургическом заводе (НМЗ) реализуют инвестиционный проект. – Реализация проекта будет способствовать улучшению экологической обстановки на территории. При этом планируется еще и создание дополнительных рабочих мест, – подчеркнул министр инвестиций Вадим Третьяков (по материалам сайта
kanals.ru).
Во Дворце культуры металлургов отметили большое и, действительно, историческое событие – 75-летие Книги почета Надеждинского металлургического завода. В адрес ее героев, великих тружеников-металлургов, ветеранов звучали самые искренние слова благодарности за труд и вклад в развитие предприятия (по материалам сайта
kanals.ru).
На Надеждинском металлургическом заводе продолжается обновление производства. Сегодня на строительной площадке новой весовой работает тяжелая техника. Как рассказал старший диспетчер метзавода Сергей Еремеев, чуть больше месяца остается до сдачи объекта в эксплуатацию. Новая весовая существенно улучшит контроль за перемещением грузов на предприятие, да и работать операторам на ней будет более комфортно (по материалам сайта
ok.ru).