Серов Анатолий Константинович (1910–1939) – выдающийся советский лётчик, Герой Советского Союза, мастер высшего пилотажа и участник ключевых событий своей эпохи. Его жизнь, полная героизма и стремления к совершенству, оставила яркий след в истории авиации и в сердцах людей.
Родился Анатолий Серов в посёлке Воронцовского медного рудника (Свердловская область) в семье потомственного шахтёра. С детства он мечтал о небе, вдохновляясь первыми русскими лётчиками. Понимая, что для достижения своей мечты нужно упорство, он активно занимался спортом и стремился к образованию.
В 1925 году отец Анатолия, Константин Серов, получил назначение на
Надеждинский металлургический завод в Надеждинске (ныне
Серове) и забрал с собой семью. В 1926–1929 Анатолий помогал отцу на заводе.
В 1929 году Серов добровольно вступил в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию и стал курсантом авиационных школ в Вольске и
Оренбурге. Там он не только осваивал лётное дело, но и находил время для игры в струнном оркестре. Как он сам вспоминал, на его становление как лётчика большое влияние оказал легендарный Валерий Чкалов.
С 1931 года Серов служил в различных военных округах, включая Ленинградский и Дальневосточный. Его талант и лидерские качества быстро выделили его среди других: он стал старшим лётчиком, командиром звена, а затем и командиром отряда. Однако Анатолий мечтал о большем. Он поступил в Военно-воздушную академию в Москве, но вскоре понял, что его призвание – не командование, а полёты.
В 1936 году Серов начал работать лётчиком-испытателем в Научно-исследовательском институте военно-воздушных сил (НИИ ВВС). За короткий срок он принял участие в испытаниях нескольких типов самолётов, внёс улучшения в систему буксировки мишеней и разработал методику полётов на малой высоте. Его новаторский подход и стремление к совершенству сделали его одним из лучших в своей области.
В 1937 году, когда в Испании разгорелась гражданская война, Серов отправился туда под именем Родриго Матео, чтобы сражаться на стороне республиканцев против фашистской диктатуры. За время войны он совершил более 180 боевых вылетов, участвовал в 38 воздушных боях, лично сбил 8 самолётов и ещё 7 – в составе группы. Именно он впервые в истории советской авиации провёл ночные воздушные бои. Испанцы полюбили его за смелость и мастерство, а в 1938 году ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
После возвращения в СССР Серов продолжил служить на благо авиации. В условиях нехватки опытных кадров его назначили начальником Главной лётной инспекции, а затем он стал комбригом и вошёл в состав Совета по авиации при Наркомате обороны. Он активно занимался перевооружением авиации и обучением лётчиков, передавая свой бесценный боевой опыт.
Однако жизнь Анатолия Серова оборвалась трагически. 11 мая 1939 года он погиб в авиационной катастрофе во время учебного полёта вместе с майором Полиной Осипенко. Ему было всего 29 лет. Похоронен он в Кремлёвской стене, а его имя навсегда осталось в истории.
Память о герое увековечена во многих уголках страны. Город Надеждинск, где он жил и работал, был переименован в
Серов. Его именем названы улицы (в Архангельске, Минске, Свердловске (ныне
Екатеринбурге),
Карпинске), лётные училища, корабли и заводы. В его честь установлены памятники, написаны книги и сняты фильмы. Анатолий Серов стал символом мужества, таланта и преданности своему делу
Упоминания в литературе, СМИ и на сетевых ресурсах: В 1939 году на экраны вышла комедия Константина Юдина «Девушка с характером». Вся страна влюбилась в исполнительницу главной роли – непосредственную и миловидную Валентину Серову. Мало кто знал, что молодая блондинка – уже вдова, а ее погибший муж – выдающийся летчик, Герой Советского Союза Анатолий Серов. Этой яркой паре был отпущен только год. После гибели Анатолия Константиновича оказалось, что все счастье своей маленькой семьи он унес вместе с собой (по материалам сайта
www.eg.ru).
С ноября 1937 года А.К.Серов командовал истребительной авиагруппой. Под его руководством советские лётчики-интернационалисты сбили более 70 вражеских самолетов (по материалам сайта
авиару.рф).
11 мая в районе полётов была низкая облачность с кратковременными дождями. Самолёт ОсипенкоСерова упал в штопоре. Оба пилота погибли. Вероятно, они вошли в облачность и, пилотируя по приборам, потеряли пространственное положение. Похоронен на Красной площади у Кремлёвской стены (по материалам сайта
testpilot.ru).