ЧЕРЕПА́НОВЫ, им.собств., Черепа́новы, -ых, мн.; ед.: м. Черепа́нов, -а, ж. Черепа́нова, -ой; прил.: худоя́ровский, -ая, -ое, мн.: -ие
Черепановы – русские инженеры-изобретатели. Отец и сын Ефим и Мирон Черепановы оставили яркий след в истории российской промышленности, создав первый паровоз и железную дорогу в России.
Их путь к успеху начался с крепостного происхождения. Они были рабочими на Выйском заводе, принадлежавшем известному промышленнику Демидову. Несмотря на отсутствие формального технического образования, Ефим Черепанов с детства проявлял интерес к созданию различных механизмов, что со временем превратилось в настоящее изобретательство. Его талант был замечен, и в 1821 году он отправился в Англию, где познакомился с передовыми технологиями, включая паровые машины. Вернувшись, он начал внедрять паровые двигатели в производство, создавая токарные станки, мельничные колеса и даже машины для промывки золота.
Позже к Ефиму присоединился его сын Мирон, который унаследовал отцовский талант и страсть к изобретательству. Вместе они не только усовершенствовали заводские механизмы, но и обратили внимание на новый вид транспорта, который они увидели за границей, – паровой локомотив. Оценив его потенциал, Черепановы начали разработку собственной конструкции.
В 1833 году под руководством Мирона Черепанова был создан первый рабочий прототип паровоза, который сами изобретатели называли «пароходкой». После испытаний и доработок, 4 августа 1834 года состоялась демонстрация их изобретения. Паровоз весом 3,3 тонны, оснащённый цилиндрическим котлом, проехал по первой в России железной дороге длиной 853,5 метра. Он развивал скорость до 15 км/ч и мог перевозить как грузы, так и пассажиров. Вскоре, в 1835 году, был построен второй, более мощный и быстрый паровоз, который использовался для транспортировки руды.
Железная дорога Черепановых соединяла Меднорудянский рудник с Выйским заводом в Нижнем Тагиле. Однако её эксплуатация оказалась недолговечной. Высокие затраты на топливо – дрова, которые использовались вместо угля, – сделали использование паровозов экономически невыгодным. Вскоре их заменили на конную тягу. Кроме того, развитие отечественного паровозостроения замедлилось из-за конкуренции с иностранными производителями. Например, на открывшейся в 1837 году Царскосельской железной дороге использовались английские и бельгийские паровозы.
Несмотря на эти трудности, вклад Черепановых в развитие российской промышленности и транспорта трудно переоценить. Их изобретения стали важным шагом на пути к индустриализации страны. Они внедрили множество технических новшеств, включая увеличение мощности котла и устройство для реверсивного движения без разворота поезда. Хотя их разработки не получили широкого распространения в то время, они заложили основу для будущих достижений в области железнодорожного транспорта.
Труд Черепановых был высоко оценён: Ефим Алексеевич получил серебряную медаль и вольную грамоту, а его сын Мирон стал свободным спустя три года. Их история – это пример того, как талант, упорство и стремление к знаниям могут преодолеть любые преграды. Черепановы не только создали первый российский паровоз, но и вдохновили последующие поколения инженеров на новые свершения

Упоминания в литературе, СМИ и на сетевых ресурсах:

Инженеры в Калининграде собрали копию первого российского паровоза, который в 1833-1834 годах изобрели отец и сын Черепановы, крепостные крестьяне Демидовых (по материалам rg.ru).

Это началось в 1833 году, когда крепостные крестьяне Черепановы создали первый паровоз и построили железную дорогу от завода до рудника (по материалам книги О. Иженяковой «Записки дивеевской послушницы»).

Талантливые инженеры Урала получили премию имени Черепановых (по материалам rg.ru).
Made on
Tilda