ЧЕРЕПА́НОВЫ, им.собств., Черепа́новы, -ых, мн.; ед.: м. Черепа́нов, -а, ж. Черепа́нова, -ой; прил.: худоя́ровский, -ая, -ое, мн.: -ие
►
Русские промышленные инженеры-изобретатели, отец Ефим и сын Мирон Черепановы, стали создателями первого паровоза и железной дороги в России. Они были происхождения из демидовских крепостных крестьян и работали на Выйском заводе, где существенно улучшили работу многих механизмов. Черепановы активно разрабатывали паровые машины и стремились внедрить их в производство. Для ознакомления с железными дорогами и машинами их отправили в Швецию и Англию. В 1830-х годах Черепановы построили первый в России паровоз и чугунную железную дорогу, которая соединила Меднорудянский рудник с Выйским заводом в Нижнем Тагиле. Однако использование их изобретения ограничилось только заводом. За его пределами эксплуатация паровозов оказалась слишком затратной из-за высоких цен на древесину и уголь, что привело к замене паровозов конной тягой. Изобретения Черепановых имели значительное влияние на развитие технической мысли и промышленности в России. Создание первого российского паровоза и железной дороги открыло новые перспективы для развития транспортной инфраструктуры и индустриализации страны. Несмотря на ограниченное применение их технологий в те времена, их работа заложила основу для будущих достижений в области железнодорожного транспорта. Изобретательский опыт Черепановых остается ярким примером инновационной деятельности российских инженеров XIX века.
Упоминания в литературе, СМИ и на сетевых ресурсах: Инженеры в Калининграде собрали копию первого российского паровоза, который в 1833-1834 годах изобрели отец и сын Черепановы, крепостные крестьяне Демидовых (по материалам Российской газеты).
Это началось в 1833 году, когда крепостные крестьяне Черепановы создали первый паровоз и построили железную дорогу от завода до рудника (по книге Иженяковой О. «Записки дивеевской послушницы»). Талантливые инженеры Урала получили премию имени Черепановых (по материалам Российской газеты).