ДИДИ́НСКИЙ ТОННЕ́ЛЬ, им.собств.; Дидинский, -ого, прил., м., ед.; мн.: дидинские; -ая, -ое; тоннель, -я, сущ., м., ед.; мн.: тоннели; прил.: тонне́льный, -ая, -ое, мн.: -ые
Дидинский тоннель – это заброшенный железнодорожный тоннель недалеко от поселка Дидино в Первоуральском районе. От Екатеринбурга до него около 80 километров. Его длина – 1123 метра, ширина – 5 метров, а высота – 6 метров.
Первый поезд прошел через тоннель в 1918 году, а последний – в декабре 1995 года. Сейчас железная дорога проходит в стороне, а сам тоннель остался заброшенным.
Идея построить тоннель появилась еще в конце 19 века, но стройка началась только в 1914 году. Работали местные жители, а позже – военнопленные, когда началась Первая мировая война. На строительство не жалели ни денег, ни сил. В 1918 году тоннель был готов. В это время шла Гражданская война, и через него в Сибирь отправлялись поезда адмирала Колчака. По легенде, именно здесь он спрятал часть царского золота, которое вывозил из центральной России. Но доказательств этому нет, и золото так и не нашли.
В советское время тоннель был важным объектом. Его охраняла воинская часть, а рядом с ним до сих пор можно увидеть остатки зданий и пулеметных укрытий. Однако тоннель постоянно затапливало водой, и пути приходилось регулярно ремонтировать. В итоге эксплуатацию признали невозможной, разобрали рельсы и шпалы, а входы закрыли решетками.
Сегодня тоннель выглядит мрачно и таинственно. Даже летом в его центре стоит вода, а зимой внутри образуется толстый лед. Ледяные сосульки свисают с потолка круглый год. Если решите посетить тоннель, обязательно берите резиновые сапоги.
Но будьте осторожны: тоннель в аварийном состоянии. Внутри есть открытые колодцы, а сверху могут падать камни. Рядом с тоннелем тоже нужно быть внимательным – можно провалиться в плохо заметные ямы.
Добраться до Дидинского тоннеля из Екатеринбурга можно на машине по Новомосковскому тракту, а затем по грунтовой дороге. Но учтите, что дорога не чистится: зимой там много снега, а в другие сезоны – грязь, особенно после дождя. Удобнее всего доехать на электричке «Екатеринбург — Дружинино» до станции «1590 км». Время в пути – около 1,5 часов

Упоминания в литературе, СМИ и на сетевых ресурсах:

Дидинский тоннель имеет немного изогнутую форму. Одна из версий – это поворот самой дороги. Другая легенда, что это произошло из-за ошибки в расчётах еще при проектировании. Считали, что это вина главного конструктора. И, что он после строительства из-за этой ошибки, покончил жизнь самоубийством. А его неспокойный дух до сих пор ходит по тоннелю. Но никаких упоминаний об этой истории с конструктором нет ни в одном официальном источнике. Еще одна версия – что тоннель прокладывали одновременно с двух сторон и просто не получилось. Историки утверждают, что изгиб на самом деле никакой не дефект, а часть конструкции тоннеля и «носит исключительно технологическое назначение и связан с плавным поворотом железной дороги» (по материалам портала uraloved.ru).

Лучшее время для посещения Дидинского тоннеля – это зима, когда вода внутри почти везде замерзает и можно пройти его насквозь (по материалам портала uraloved.ru).

С историей уральской достопримечательности связано несколько легенд. Известно, что в годы гражданской войны через него отступали в Сибирь эшелоны А. В. Колчака. С этим фактом связан миф о сокровищах, зарытых в Дидинском тоннеле солдатами белой армии. Несмотря, на отсутствие каких-либо фактов, подтверждающих эту теорию, искатели кладов до сих пор верят в ее правдивость (по материалам сайта tourister.ru).
Made on
Tilda