Балабанов Алексей Октябринович (1959–2013) – известный режиссёр, сценарист, продюсер. Он родился в Свердловске (ныне
Екатеринбурге).
Отец будущего режиссёра, получил юридическое образование, но работал сначала корреспондентом молодёжной газеты, а затем редактором и сценаристом на Свердловской киностудии. Именно здесь будет работать его сын и снимет свои первые фильмы.
После окончания школы №2 с углублённым изучением иностранных языков (ныне Гимназия №2) Алексей Октябринович уезжает из
Екатеринбурга в Нижний Новгород и поступает в один из лучших вузов страны – Горьковский педагогический институт иностранных языков. Именно в студенческие годы А.О. Балабанов понимает, что хочет связать свою жизнь с кино. Получив диплом, он проходит службу в советской армии.
После службы в армии будущий режиссёр поступает во Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИК), но из-за конфликта с преподавателем вскоре отчисляется и возвращается в родной город. Там он устраивается на работу в Свердловскую киностудию помощником режиссёра.
Через несколько лет А.О. Балабанов поступил на высшие режиссёрские курсы в Москве. На курсах он обучался заочно и продолжал работать в Свердловске (ныне
Екатеринбурге). Здесь же 1987 году им был снят первый короткометражный фильм «Раньше было другое время», в 1988 году выходит ещё одна картина «У меня нет друга, или One step beyond», а через год – третья, «Настя и Егор». Во всех трёх фильмах снимались его друзья: музыканты, с которыми он познакомился в рок-клубе. Это участники знаменитой группы «
Наутилус Помпилиус».
Алексей Балабанов с восьмидесятых годов интересовался рок-музыкой, рок-сценой, дружил с вокалистами рок-групп «
Наутилуса» и «
Чайфа» –
Вячеславом Бутусовым и Владимиром Шахриным.
С 1990 года Алексей Балабанов живёт и работает в Санкт-Петербурге, где происходит взлёт его карьеры. Самыми известными фильмами режиссёра являются «Счастливые дни» по мотивам произведений Сэмюэла Беккета, «Замок» по мотивам романа Франца Кафки, «Брат», «Брат-2», «Про уродов и людей», «Война», «Жмурки», «Груз 200». Эти кинокартины получили премии «Ника», главные премии отечественных фестивалей «Кинотавр», «Дебют», международных кинофестивалей в Котбусе (Германия), Турине и Триесте (Италия).
Режиссёр был очень закрытым человеком, редко давал интервью и никогда не стремился делать карьеру. Он снимал, по его собственным словам, для себя. Но его кинокартины не об отдельной личности. Это фильмы о России, об эпохе конца 20 – начала 21 века, её сквозных мотивах и конфликтах.
Алексей Балабанов скончался в мае 2013 года в поселке Солнечное (Санкт-Петербург) на 55-м году жизни. Он был похоронен на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга
Упоминания в литературе, СМИ и на сетевых ресурсах:Алексей Октябринович Балабанов никогда не заботился о том, чтобы сотворить карьеру. Не пиарил себя, почти не давал интервью, не стремился на главные кинофестивали, а если и приезжал, то ходил не вполне трезвым и в тельняшке — униформе митьков. Он просто делал фильмы. А еще думал о России — и приходил к противоречивым выводам (по материалам сайта
kinoart.ru).
Балабанов смог соединить в своем творчестве неповторимый авторский стиль с элементами массового кино. Самой популярной его работой стала дилогия «Брат». Первый фильм часто называют гимном поколения 90-х, он имел прокатный и фестивальный успех, его разобрали на цитаты. Вторая часть была уже более боевиковой. Всего за карьеру режиссер снял полтора десятка фильмов (по материалам сайта
afisha.ru).
Любимая одежда режиссера — тельняшка. Балабанов ходил в ней постоянно: и дома, и на съемках. Белую рубашку и костюм для кинофестивалей он брал напрокат (по материалам сайта
culture.ru).