Белые кувшинки являются водными растениями, процветающими в различных регионах России. В летние дни на тихих водах рек и озёр можно наблюдать за белыми кувшинками. Их можно встретить в европейской части России, Западной Сибири, на Урале и Северном Кавказе. Эти цветы занесены в Красную книгу, поэтому их нельзя срывать. Кувшинки сталкиваются с угрозой вымирания, поскольку её корневища используют в больших объёмах для изготовления лекарственных средств.
Листья белых кувшинок имеют округлую или сердцевидную форму и достигают диаметра от 20 до 30 сантиметров. Сверху они тёмно-зелёного цвета, а снизу красновато-фиолетового цвета. Белые кувшинки обладают крупными цветами, размером от 10 до 20 сантиметров. Они выделяются своими чисто белыми лепестками и насыщенно жёлтыми тычинками в середине. Эти цветы издают приятный запах. Растение имеет крупное корневище, которое горизонтально укреплено в почве водоёма. Оно удерживает кувшинок на месте и обеспечивает их необходимыми питательными веществами. Цветут кувшинки с начала июня до середины сентября и только в стоячих водах. Их цветы открываются на рассвете. После обеда кувшинки закрывают лепестки, а ранним вечером закрываются полностью. В облачную погоду они остаются частично раскрытыми.
Часто кувшинок называют водяными лилиями, несмотря на то что к лилиям они не имеют никакого отношения. Величественная прелесть водного цветка всегда манит взоры, а его загадочное возникновение среди листьев порождает мифы. Кувшинка, известная как магическая «одолень-трава», пользовалась особым уважением у наших предков. Её считали чародейским растением, способным защитить от злых заклинаний. Цветы помещали в колыбели новорожденных, чтобы оградить их от порчи. А воины, отправляясь на битву, носили их у сердца в надежде, что это отразит удары врага. Древние греки считали, что заросли кувшинок служили убежищем нимф (женских божеств природы). Так как латинское название кувшинок звучит как «нимфея».
Корневище этого растения содержит много питательных веществ, включая крахмал (до 49%), белок (8%) и сахар (до 20%). Оно также богато дубильными веществами, поэтому его используют в кожевенной промышленности для дубления. Так как дубильные вещества не пригодны для пищи, их устраняют, замачивая корни в воде. Затем, как делают на Кавказе, молодые корни подвергают жарке (жарить), варке (варить) и употребляют в пищу. Также корневище используется в кулинарии для приготовления муки и различных блюд.
Белые кувшинки часто используются в народной медицине для лечения воспалений и ран. В Европе отвар кувшинки, смешанный с пивом, служил для укрепления волос. В Индии кувшинки использовали для лечения желудочных заболеваний. В древнерусские времена белую кувшинку почитали как талисман, способный оберегать от сглаза, болезней и различных бед. Цветок символизировал чистоту и красоту. Существовало поверье, что в середине лета кувшинки превращаются в русалок. Из-за этого в этот период купание считалось опасным, ведь русалки могли затащить на дно
Упоминания в литературе, СМИ и на сетевых ресурсах:На краю болота, около воды, в которой распустились белые кувшинки, лежит девочка, широко разметав во сне руки (по материалам книги А.И. Куприна «Болото»).
Вода чуть-чуть шевелила в этой заводи белые головки кувшинок, ветер не долетал сюда из-за густо разросшихся ив, которые тихо и задумчиво склонились к темной, спокойной глубине (по материалам книги В.Г. Короленко «Слепой музыкант»).
Кувшинка белая – редкое охраняемое растение! Она занесена в Красные книги многих государств – Беларуси, Литвы, Молдовы, Казахстана, Армении, в Красную книгу Восточной Фенноскандии. В Красных книгах ряда областей Украины растение тоже присутствует. Несколько республик России и многие области России также объявили кувшинку белую охраняемым растением. Например, она в Красных книгах Ярославской, Тверской, Вологодской, Архангельской областей (по материалам сайта
lesnoy-dar.ru).
Цветение кувшинок – необычайно красивое, завораживающее зрелище. Многие художники изображали эти цветы на своих картинах. Известный импрессионист Клод Моне увлекался разведением цветов. В 1883 г. он поселился в небольшой деревушке Живерни недалеко от Парижа и заложил там свои сады, первый из которых назвал «Нормандским», а второй – «Водяным в японском стиле». В своих садах Моне писал самые красивые полотна. Именно там он написал знаменитую серию картин с водяными лилиями, или кувшинками. Эти растения стали последней и самой продолжительной «цветочной любовью» выдающегося художника. В 1916 г., когда ему было уже 76 лет, справа от главного дома он построил просторную студию, которая получила название «Студия водяных лилий». Здесь художник реализовал свой последний грандиозный замысел – создал панели с изображением водяных лилий, образовавшие круговую панораму около 70 м в окружности. Эти картины он передал в дар Франции, и они были размещены в специально построенном павильоне в Оранжери – пристройке Лувра. Это был триумф творчества Клода Моне (по материалам статьи Н.Ю. Феоктистовой «Королева водоемов»).