МУЗЕ́ЙНЫЙ КО́МПЛЕКС УГМК, им.собств.; музе́йный, -ого, прил., м., ед.; мн.: музе́йные; -ая, -ое; ко́мплекс, -а, сущ., м., ед.; мн.: ко́мплексы; прил.: ко́мплексный, -ая, -ое, мн.: -ые; УГМК, аббрв., им.собств., неизм., сущ., ж., ед
Музейный комплекс Уральской горно-металлургической компании (УГМК) военной и гражданской техники является одним из крупнейших в мире музеев военной и автомобильной техники и истории. Он расположен на Урале в городе Верхняя Пышма. Музей был создан в 2006 году по инициативе генерального директора УГМК Андрея Козицына, который входит в список богатейших людей России.
История комплекса УГМК началась с обычного памятника воинам Великой Отечественной войны, затем появилось несколько экземпляров военной техники. Коллекция стала активно пополнятся. Особенно редкие экземпляры доставляли из-за границы и попадали на площадку музея. Сегодня коллекция музея насчитывает 12 тысяч экспонатов. Музейный комплекс УГМК включает в себя три отдельных музея – музей военной техники, музей автомобильной техники и музей авиации.
В музее военной техники представлены противотанковые пушки, гаубицы, миномёты. В нём собрано более 500 единиц военной техники: бронетехника, железнодорожная техника, танки. А также корабли, самолёты и подводная лодка. Кроме того, в музее есть коллекция реактивной артиллерии, в том числе знаменитая БМ-13 «Катюша» – это неофициальное название бесствольных систем полевой реактивной артиллерии, которое появилось во время Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) в честь одноименной песни М. Блантера и М. Исаковского. Большинство экспонатов музея принимают участие в ежегодных парадах, посвященных Дню Победы.
В музее автомобильной техники находится более 500 советских и зарубежных ретроавтомобилей, мотоциклов, велосипедов и других видов транспортных средств. В здании представлена 130-летняя история автомобильного транспорта в России и мире. Среди экспонатов есть уникальные, сохранившиеся в одном или нескольких экземплярах в мире. Например, Heine-Velox V12, кабриолет ЗИЛ-111Д, а также персональный автомобиль Н.С. Хрущёва – советского государственного и политического деятеля, главы СССР, ЗИС-110П.
В музее авиации, его ещё называют Музей «Крылья Победы», представлены истребители, штурмовики, самолёты. Среди представленных самолётов выделяется американский истребитель Bell P-39 Aircobra. Экземпляр, представленный в музее, является точной копией боевой машины, на которой воевал Григорий Андреевич Речкалов – легендарный лётчик-истребитель, дважды Герой Советского Союза. Внешний вид самолета восстановлен по архивным фотографиям Г.А. Речкалова.
Перед музеем расположены памятники двум выдающимся советским пилотам-истребителям, дважды Героям Советского Союза – Михаилу Петровичу Одинцову и Григорию Андреевичу Речкалову. Помимо военной техники, гости музейного комплекса могут увидеть уникальные предметы, связанные с историей боевых действий. Документы, фотографии, награды, регалии. А также исторические знаки отличия, униформу разных времен.
Музейный комплекс УГМК военной и гражданской техники располагается в городе Верхняя Пышма на улице Александра Козицына, дом 2.
Добраться до Музейного комплекса УГМК военной и гражданской техники можно на следующих видах транспорта: автобус №№ 1, 110, 111, 116, 223; маршрутное такси № 111а до остановки «Музей военной техники»

Упоминания в литературе, СМИ и на сетевых ресурсах:
У Музейного комплекса УГМК военной и гражданской техники в Верхней Пышме припарковался самый большой в мире самосвал – БЕЛАЗ-75710. Именно этот экземпляр выпустили в 2013 году. Расчетная грузоподъемность автомобиля составляет 450 тонн, хотя обычно у таких машин она от 300 до 360 тонн. А в 2014 году самосвал установил рекорд Гиннесса, перевезя по полигону 503,5 тонны груза (по материалам сайта e1.ru).

В Музейный комплекс УГМК привезли 69-летний лимузин, на котором ездили члены Политбюро. Это советский седан ГАЗ-12, более известный, как ЗИМ. Машина была разработана на Горьковском автомобильном заводе еще в конце 1940-х. Как объясняют историки, в советские годы под каждый социальный статус была своя машина. Например, на «москвиче» ездили рядовые граждане. На «Победе» – директора. Руководство страны располагалось в ЗИС-110, а члены Политбюро – в бронированном ЗИС-115 (по материалам сайта ural.kp.ru).

В Музейном комплексе «Уральской горно-металлургической компании» в Верхней Пышме, где представлена военная и гражданская техника, реставрируют советский пожарный автомобиль марки ЗИС-5 (по материалам сайта vedomostiural.ru).
Made on
Tilda