СВЕРДЛО́ВСКИЙ РОК-КЛУ́Б, им.собств.; Свердло́вский, -ого, прил., м., ед.; мн.: свердло́вские; -ая, -ое; рок-клуб, -а, сущ., м., ед.; мн.: рок-клубы
Общественное творческое и концертное объединение рок-музыкантов, известное как Свердловский рок-клуб, существовало в Свердловске (ныне Екатеринбурге) с 1986 по 1991 год. За пять лет своего существования клуб провёл четыре крупных рок-фестиваля, что было необычно для времен СССР, где рок-музыка не была массовым явлением. В этот период рок-клубы существовали только в крупных городах, и в Свердловском рок-клубе состояли такие известные коллективы, как Наутилус Помпилиус, Чайф, Агата Кристи и Смысловые галлюцинации.
Основоположников Свердловского рока признан Александр Пантыкин. В конце 1970-х он вместе с Игорем Скрипкарём основал группу «Сонанс», которая занималась исполнением сложной экспериментальной музыки. С тех пор музыкальная составляющая стала особенно важной для творчества свердловских коллективов, в отличие от московский и ленинградских. Группы «Трек» и «Урфин Джюс» стали первыми известными нестоличными коллективами в СССР.
Тексты играли значительную роль в русском роке, и Свердловский рок-клуб не был исключением. Илья Кормильцев, ставший одним из лидеров и идеологов клуба, внёс в музыку групп «Урфин Джюс» и «Наутилус Помпилиус» дух бунта своего времени. Николай Грахов, первый и единственный президент рок-клуба, стал третьим звеном этого движения.
Возможно, знакомство Бориса Ельцина с рокерами через его дочь Татьяну способствовало созданию рок-клуба. По одной из версий, одним из последних распоряжений Ельцина перед переездом в Москву было создание клуба для поддержки рок-музыкантов.
После закрытия клуба в 1991 году из-за финансового кризиса его участники разъехались по всему миру. Этот период совпал с распадом СССР, что способствовало открытию международных границ и снятию цензуры в искусстве. Эти изменения дали толчок к развитию российской рок-музыки и помогли музыкантам стать известными. Многие из групп продолжают активно выступать, организуя фестивали и участвуя в городских праздниках, таких как День города, где группа Чайф регулярно даёт концерты.
В Екатеринбурге с 2015 года функционирует музей Свердловского рок-клуба. В экспозиции музея представлены афиши концертов, личные вещи музыкантов, сценические костюмы, личные фотографии, музыкальные инструменты и концертное оборудование. Музей документирует историю клуба и его влияние на музыкальную культуру города.
Свердловский рок-клуб оказал значительное влияние на развитие рок-музыки в России, став важной частью музыкальной истории страны. Клуб способствовал распространению рок-культуры и обеспечил платформу для взаимодействия и творческого развития музыкантов, которые позднее получили международное признание

Упоминания в литературе, СМИ и на сетевых ресурсах:
Строчка в афише "группа Свердловского рок-клуба" означала знак качества и гарантировала аншлаг практически в любой точке Советского Союза (по материалам сайта tass.ru).

Из «стен» Свердловского рок-клуба вышли Вячеслав Бутусов, который до сих пор является живой рок-легендой и выступает с концертами, группа «Чайф», которая по-прежнему радует поклонников своим творчеством и выпускает новые альбомы (по материалам сайта globalcity.info).

Не удивительно, что именно Свердловский рок-клуб стал главным конкурентом рок-клубу в Ленинграде и знаменитой московской рок-лаборатории (по материалам сайта ural.kp.ru).
Made on
Tilda