ДЕРЕВЯ́ННАЯ ПЕ́РМСКАЯ СКУЛЬПТУ́РА, им.собств.; деревя́нная, -ой, прил., ж., ед.; мн.: деревя́нные; -ый, -ое; пе́рмская, -ой, прил., ж., ед.; мн.: пе́рмские; -ий, -ое; скульпту́ра, -ы, сущ., ж., ед.; мн.: скульпту́ры; прил.: скульпту́рный, -ая, -ое, мн.: -ые
Пермская деревянная скульптура представляет собой стиль храмовой скульптуры, который получил известность на Урале в период с 17 по 19 век. Этот вид изобразительного искусства сохранил ярко выраженные черты языческой культуры, несмотря на то что в его основе лежали сюжеты из Библии. Самые ранние сохранившиеся примеры пермской деревянной скульптуры датируются концом 17 — началом 18 веков. Они происходят из православных храмов, расположенных вдоль реки Колвы, в таких поселениях как Покчи, Ныроб и Чердынь, которые входят в современный Чердынский район, прежде составлявший часть Великопермского княжества.
В начале 18 века, хотя Русская православная церковь запретила создание объемных изображений святых, традиция вырезать «богов» из дерева продолжалась. Священники на Урале часто мирно относились к наличию скульптур в храмах, поскольку они отражали глубокое духовное понимание христианских идей. Лица скульптур часто выражают кротость, смирение, жертвенность и мученичество. Один из наиболее популярных образов Христа в пермской скульптуре — «Христос в темнице» или «Спас Полуночный». Это сюжет, заимствованный из католической живописи в 17 веке, изображает Христа перед восхождением на Голгофу, когда он был осмеян римскими стражниками.
Самая большая коллекция деревянной скульптуры на сегодня находится в Пермской государственной художественной галерее.
Пермская деревянная скульптура представляет собой уникальное культурное наследие, которое демонстрирует слияние языческих и христианских традиций в искусстве на Урале. Эти скульптуры являются не только произведениями искусства, но и важными историческими артефактами, которые помогают исследователям понять социальные и религиозные изменения в регионе на протяжении веков. Изучение этих скульптур способствует более глубокому пониманию местной идентичности и культурной динамики Уральского региона. Экспонирование пермских деревянных скульптур в музеях и галереях привлекает внимание как исследователей, так и широкой публики, поддерживая интерес к национальному искусству и истории

Упоминания в литературе, СМИ и на сетевых ресурсах:
Говоря про Пермь, надо рассказать и про Пермскую деревянную скульптуру. Это вообще одно из того, что мне больше всего понравилось в поездке (по материалам живого журнала cr2.livejournal.com).

Специалисты отмечают в пермской деревянной скульптуре монументальность художественных решений, яркую образность, высокую эмоциональность и недюжинное мастерство (по материалам сайта nashural.ru).

В пермской деревянной скульптуре несколько разных сюжетов, но самым частым является распятие Христа (по материалам сайта zvzda.ru).
Made on
Tilda