ИРБИ́ТСКИЙ МОТОЗАВО́Д (ИМЗ), им.собств.; Ирбитский, -ого, прил., м., ед.; мн.: ирбитские; -ая, -ое; мотозавод, -а, сущ., м., ед.; мн.: мотозаводы; прил.: мотозаводско́й, -ая, -ое, мн.: -ие
Ирбитский мотоциклетный завод (ИМЗ) – российский завод по производству мотоциклов тяжелого класса. В 1930-х годах был поставлен вопрос по выбору модели мотоцикла для Вооруженных сил. Армия нуждалась в тяжелом мотоцикле с коляской. На выбор было предложено несколько экземпляров техники, в том числе и зарубежной. За основу будущей разработки решили взять немецкую модель – BMW R-71. Было принято решение приобрести несколько экземпляров модели в Швеции. Два экземпляра техники передали Московскому мотоциклетному заводу (ММЗ). Один отдали технологам, чтобы они разобрали химический состав деталей. Так и появился знаменитый мотоцикл «Урал М-72». Его серийное производство запустили в 1941 году. Однако из-за тяжелой обстановки на фронте, Московский мотоциклетный завод были вынуждены эвакуировать на Урал, в город Ирбит. В дальнейшем он стал называться Ирбитским мотоциклетным заводом. Всего за годы войны на фронт с завода было отправлено почти 10 тысяч мотоциклов.
В 1947 году руководство Ирбитского мотозавода разработало план дальнейшего развития завода. Началась стройка новых корпусов, территория завода постепенно расширялась. Уже в 1953 году мотоциклы стали собирать на экспорт. Кроме производства двухколесной техники для нужд армии и милиции, мотоциклы «Урал» собирали и вывозили в другие государства Восточной Европы. «Золотое время» завода пришлось на середину 1970-х – начало 1980-х годов, когда технику отправляли во Францию, Испанию, Швецию, в Нидерланды, Колумбию, Аргентину.
Начиная с 1990-х годов прошлого века завод несколько раз банкротился, постоянно сокращалось число рабочих и падал объем производства. Пик кризиса пришелся на 2000 год. Тогда завод окончательно обанкротился. Из-за задолженности в Ирбитском мотозаводе отключили свет и отопление. Рабочие не смогли собрать ни одного мотоцикла. В то время предприятие принадлежало акционеру Кахе Бендукидзе. Он выставил завод на продажу. В покупке предприятия заинтересовались топ-менеджеры – Дмитрий Лебединский, Илья Хаит и Вадим Тряпичкин. На заводе осталось буквально 140 человек – специалисты в возрасте до 50 лет. Некоторые из них стояли за станками десятилетиями, и даже в трудное время они не отказались от любимого дела – собирать мотоциклы. Новые владельцы только за 2003 год вложили в завод около 12 миллионов рублей в разработку новых программ и строительство новых корпусов. Владельцы хотели, чтобы отечественная техника могла конкурировать с зарубежной.
На сегодняшний день завод продолжает выпускать знаменитые мотоциклы «Уралы». Вскоре на предприятии начнут производить электромотоциклы. Из общего объема производства около 90 % техники отправляют на экспорт за границу, в основном в Европу, Америку, Японию и Австралию. Особенно актуальными моделями являются Урал Gear Up, Урал СиТи, а также Урал Боббер LE. Стоимость современных моделей достаточно высокая, так как все детали импортные, дорогостоящие. В среднем новый мотоцикл стоит более полумиллиона рублей.
Ирбитский мотоциклетный завод (ИМЗ) располагается в Ирбите на улице Советская, дом 100А.
Добраться до Ирбитского мотоциклетного завода (ИМЗ) можно на следующих видах транспорта: автобус №№ 1, 2, 5, 7; маршрутное такси № 111 до остановки «Мотозавод»

Упоминания в литературе, СМИ и на сетевых ресурсах:

Ирбитский мотозавод не просто местный бренд, а единственный в мире производитель мотоциклов с коляской, причем брутальный уралец пользуется спросом в десятках стран дальнего зарубежья (по материалам портала rg.ru).

Все мотоциклы «Урал», выпущенные в 2023 году, оснащены памятной табличкой с надписью «URAL. Never Give Up» («Урал. Никогда не сдавайся»). Этот слоган в полной мере отражает историю Ирбитского мотозавода (по материалам журнала moto-magazine.ru).

Ирбитский мотозавод остается в России и продолжит выпуск мотоциклов. «В рамках имеющихся полномочий мы будет делать все возможное, чтобы сохранить уникальное для Ирбита, региона и страны в целом производство. Тем более, что для горожан Ирбитский мотоциклетный завод – это неотъемлемая часть истории города, которой мы гордимся», - подчеркнул глава города Николай Юдин (по материалам сайта irbit.city).
Made on
Tilda