Глиптика представляет собой искусство резьбы на цветных полудрагоценных и драгоценных камнях. Слово «глиптика» происходит от французского термина «glyptique», который, в свою очередь, ведёт свои корни от древнегреческого слова, означающего «вырезаю, выдалбливаю».
Резные камни, известные как «геммы», с древних времен использовались как печати или амулеты. Самоцветы украшали перстни, медальоны и ожерелья. Мастера предпочитали работать с ониксом,
агатом, сердоликом и
аметистом. Рисунок вырезался специальными инструментами и шлифовался алмазной пылью. Геммы делятся на два типы: инталии с углубленным изображением и камеи с выпуклым, рельефным рисунком.
Первые глиптики были обнаружены археологами в Месопотамии – печати с композициями из нескольких фигур. В Древнем Египте на печатях чаще всего изображали жука скарабея и иероглифы. Искусство резьбы по камню достигло вершины в эпоху Античности, когда мастера создавали сложные эффекты игр света, использовали переходы цветов, добиваясь полупрозрачности материала. Сюжеты античных гемм были связаны с богами, героями, портретами полководцев и монархов.
В Средние века искусство резьбы по камню процветало на Востоке, где создавались геммы с каллиграфическими текстами. В эпоху Возрождения мастера копировали древнегреческие изделия, а также создавали собственные произведения, в основном портреты современников. Со временем геммы перестали цениться как самостоятельные произведения. Ими стали украшать мебель и одежду.
В России глиптика известна прежде всего по античным геммам. Их коллекционировали Петр 1 и Екатерина 2. Собрание императрицы насчитывало более 300 экземпляров.
В конце 1780-х годов, по приказу Екатерины Великой, при Екатеринбургской гранильной фабрике был открыт первый в России класс резного искусства. Особенность этого класса заключалась в том, что орнаменты и рисунки выполнялись непосредственно на драгоценных и полудрагоценных камнях, которые добывались на Уральских заводах.
Искусство глиптики было не только формой художественного выражения, но и способом сохранения и передачи культурного наследия. Уральские мастера глиптики, работая с местными камнями, создавали уникальные произведения искусства, которые отражали богатство и разнообразие природных ресурсов региона. Эти изделия часто использовались как дипломатические подарки и символы российского величия.
Со временем глиптика стала значимой частью российской ювелирной промышленности, и многие из этих произведений сегодня являются экспонатами музеев и частных коллекций. Развитие этого искусства также способствовало возникновению специализированных образовательных программ и мастерских, которые продолжают обучать новые поколения мастеров глиптики.
Сегодня геммы можно увидеть в российских музеях. Одним из самых известных произведений является камея Гонзага, хранящаяся в Эрмитаже. Она была создана неизвестным мастером Древнего Египта в 3 веке до нашей эры. На ней изображены царь Птолемей 2 и его жена Арсиноя 2. Камея вырезана из сардоникса, разновидности оникса.
Для любителей данного искусства существуют специальные факультеты и учебные заведения, где будущие ювелиры и скульпторы обучаются искусству глиптики
Упоминания в литературе, СМИ и на сетевых ресурсах:Самым важным условием развития глиптики были природные богатства Урала (по материалам книги Т.И. Сизовой «Ювелирное искусство России»).
Древние произведения, относящиеся к глиптике, обнаружены у шумеров, в Месопотамии, на территории Египта, Средней Азии (по материалам сайта
1kamni.ru).
Высшего расцвета античная глиптика достигла в эпоху греческой классики (V-IV вв. до н. э.), совместив в себе совершенство свободных композиций с глубокой человечностью образов, точность рисунка и красоту минералов (по материалам сайта
mindraw.web.ru).